Методика социологического исследования особенностей формирования социальной политики бизнеса в современном российском регионе
В связи с этим особую актуальность приобретает исследование готовности бизнеса как социального субъекта вступать во взаимодействие с властью в области социальной политики (в т.ч. оценки бизнесом и властью деятельности друг друга), особенности его мотивации, специфику и направленность ценностных ориентаций бизнеса в отношении потенциальных или уже осуществляющихся направлений социальной политики.
Актуальность данной проблемы определяется необходимостью выявления особенностей формирования социальной политики бизнеса в понимании самого бизнеса и представителей различных уровней власти, что затруднено в силу недостаточной теоретической и эмпирической ее изученности.
В свою очередь исследование особенностей формирования политики бизнеса (внутренней корпоративной и внешней социальной) в российском регионе должно основываться на сочетании трех основных методов:
Анкетные социологические опросы
По нашему мнению, анкетный опрос (лучше всего экспертов) должен являться первым этапом исследования социальной политики бизнеса, поскольку он позволяет определить те общие моменты (направления), на которых будет строиться дальнейшее исследование по данной проблематике (в частности, использование метода интервью).
В случаях исследования отношения различных социальных групп населения (например, власти различного уровня) к различным аспектам социальной политики бизнеса, анкетный опрос незаменим, т.к. позволяет выявить тенденции и некоторые перспективы процессов в рамках заявленной проблематики.
Интервьюирование (в т.ч. метод глубинного интервью). Строится на непосредственном контакте с респондентами, обеспечивает необходимый мотивационный уровень участия в социологическом исследовании, позволяет опираться при анализе на позиции тех, кто являлся реальными носителями тех или иных практик.
Метод изучения случая (case-study). Позволяет проводить анализ ситуации сложившейся в конкретной компании, дает возможность компенсировать недостаток статистических данных детальностью анализа, позволяет выяснить, из чего складывается социальная политика компаний, каковы ее приоритеты и др.
Для получения наиболее полной информации в выборку исследования необходимо включить: федеральные, региональные и муниципальные органы власти, а также компании, представляющие крупный, средний и малый бизнес, поскольку в целом исследование специфики бизнеса как субъекта социальной политики предполагает анализ потенциала его взаимодействия с основным субъектом социальной политики – властью.
По итогам проведенного предварительного исследования особенностей формирования модели внутренней корпоративной и внешней социальной политики бизнеса в российском регионе мы имеем возможность построить модель социальной политики бизнеса, например, по следующим позициям:
концепция социальной ответственности бизнеса («корпоративного эгоизма», «корпоративного альтруизма» или «разумного эгоизма»).
прагматизм (альтруизм) как основа социальной политики бизнеса.
системность социальной политики бизнеса.
основная причина отсутствия системности в социальной политике бизнеса (например, принудительный характер социальной деятельности бизнеса, отсутствие положительной мотивации и внешнего стимулирования со стороны власти социальной деятельности бизнеса и т.п.).
определяющие факторы для руководства предприятия при проведении социальной политики (например, прибыль предприятия и конъюнктура рынка; индивидуальные ценности руководства и собственников предприятия и т.п.).
приоритетное направление внутренней корпоративной (например, развитие персонала, повышение профессионально-квалификационного уровня работников и т.п.) и внешней социальной политики российского бизнеса (например, участие в финансировании инициируемых властью масштабных инвестиций в религиозные, медицинские, спортивные, культурные объекты; поддержка деятельности и обновление материальной базы медицинских, образовательных, культурных учреждений и т.п.).
Естественно, набор и содержание позиций для определения черт модели социальной политики бизнеса может изменяться в соответствие с задачами конкретного социологического исследования.
Также необходимо отметить, что предлагаемая модель может быть выстроена как на основе анализа ответов представителей бизнеса и власти по отдельности, так и на основе их общего мнения (но только на основании выявленных совпадений позиций представителей бизнеса и власти по ключевым вопросам социальной политики бизнеса).
Построенная модель социальной политики бизнеса в современном российском регионе может использоваться для выявления региональной специфики формирования социальной политики бизнеса.
Для этого по аналогичной схеме на основе анализа литературы и результатов аналогичных исследований можно построить модель социальной политики бизнеса для другого региона или российскую модель и провести сравнительный анализ.
Популярные статьи:
Соотношение полов в России
Современная Россия относится к числу стран с существенным преобладанием женского населения над мужским. В 1995 году на каждую 1000 мужчин приходилось 1129 женщин. Столь значительное преобладание женщин в нашей стране объясняется чрезвычайн ...
Рождаемость
Уровень рождаемости - показатель среднего числа детей, рожденных одной женщиной в течение репродуктивного периода - составлял в 2002г. в сельской местности 2,53 ребенка, в городских поселениях - 1,56, против 2,23 необходимых для простого в ...
Психология профессионального общения социолога
Этике делового общения посвящены многие учебники, из общей массы которых только один-два заслуживают внимания. Есть всего лишь два основных принципах общения, от соблюдения которых зависит не только успех профессионального общения, но и то ...