Взаимодействие институтов церкви и семьиСтраница 1
Православная Церковь содержит высокое учение о таинстве брака, «семья – малая Церковь». Православное учение о семье вполне определенно: «Господство мужа над женой естественно. Муж старше жены по сотворению. Он является как нечто основное, а жена как нечто последующее…». Каждая семья есть церковь, которой руководят родители. Первая задача родителей – трудиться для спасения своих детей. Когда отец и мать, выполняющие в семье роль священника и учителя, полностью занимают сторону Христа, в доме чувствуется доброе влияние. Это освященное влияние ощущает каждый верующий в церкви. Из-за недостатка благочестия и освящения в семье Божье дело встречает большие препятствия. Никто не сможет оказывать в церкви доброе влияние, если он не демонстрирует его у себя дома. Правильному поведению в церкви учат дома. Если религия царит в доме, она плавно перейдет в церковь. Родители, выполняющие свое дело для Бога, являются силой для добра. После семьи идет церковь. Влияние семьи должно быть таково, чтобы она служила для церкви поддержкой и благословением.
С обращением к православию в семью входят такие традиционные для русской культуры формы духовной жизни и быта как: посещение храма; домашняя молитва; соблюдение поста; паломнические поездки; праздники богослужебного круга и именины; а, кроме того, освящение жизненного цикла семьи в таинствах венчания, крещения детей, отпевания и регулярного поминания усопших. Из многочисленных исследований видно, что вера, совместное посещение и участие в жизни Церкви оказывают консолидирующее влияние на семью в целом, а также на повышение удовлетворённости своим браком у супругов. Так, в отечественной истории часто, в качестве примера счастливого христианского брака, приводится союз последнего российского императора Николая Второго. Опубликованный дневник его жены – государыни Императрицы Александры Фёдоровны открывает причины успешности их брака: «Без благословения Бога, без освящения Им брака… без Его ежедневного благословения семейной жизни, даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно жаждущему сердцу…радость… семейной жизни может быть в любой момент разрушена», писала Императрица. Ещё одно важное условие семейной жизни, по убеждению Императрицы Александры Федоровны, – это единство интересов супругов. «Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание… всё в жизни будет у них общим. Им следует вместе ходить в церковь, молиться рядом, вместе приносить к стопам Бога груз забот о своих детях и обо всем дорогом для них…».
Воцерковленная (т.е. регулярно участвующая в таинствах церкви) семья активно сотрудничает с внешним миром – как с православной его частью, так и со светской. Частое посещение храма – это и возможность знакомиться и общаться с близкими по духу людьми. Здесь благоприятная эмоциональная среда, где верующий человек раскрывается. После службы дети играют вместе, а главы семейств могут поделиться новостями, рассказать о своих проблемах, передать книги, дать адрес православного врача, юриста, православной гимназии, договориться в чем-то помочь, попросить помолиться, и так далее. Здесь семьи смотрят друг на друга. Семья буквально учится в этой общности.
Как и любой другой социальный институт, церковь имеет и выполняет следующие присущие ей социальные функции: моральную, компенсаторную, культурную, социально-политическую и мировоззренческую функции. Патриарх Алексий II определяет моральную функцию церкви как необходимость «вернуть людям терпимость, развеять вражду и рознь между людьми, приобщить их к общечеловеческим ценностям, развивать нравственные основы личности». Сущность компенсаторной функции церкви состоит в том, чтобы облегчить верующим тяготы и заботы, переживания, нести им утешение. Эта функция несомненно полезна верующим, так как временно снимает психологическую напряженность и успокаивает. Культурная функция церкви играет важную роль в культурном развитии общества, а создаваемые церковью духовные ценности обогащают не только религиозную, но и светскую, общечеловеческую культуру. Социально-политическая функция церкви заключается в заботе, о жизни народа в мире, любви и справедливости, «…церковь не связывает себя ни с каким-либо общественным или государственным строем, ни с какой политической силой, она над «правым» и «левым» и поэтому может вести диалог с любыми общественными движениями, ища их примирения и объединения в служении благу людям». Мировоззренческая функция имеет основной целью возвышение авторитета религиозной идеологии в обществе, обращение в религиозную веру инакомыслящих.
Популярные статьи:
Основные черты права социального обеспечения
Для каждой самостоятельной отрасли права определяющее значение имеет исследование ее исходных понятийных категорий, к числу которых относится предмет и метод правового регулирования. Обособленным предметом отрасли права социального обе ...
Нормативно-правовые основы организации социального обслуживания
Возможность осуществления социального обслуживания населения в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных ...
Специфика и классификация технологий в социальной работе
При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности объекто ...