Анализ результатов исследования. Структура аттитюдов представителей различных поколений
женской выборки по отношению к лицам пожилого возрастаСтраница 3
2 фактор включает шкалы:
рассказывать о трудностях (0.761);
не принимать рискованные решения (0.765);
контролировать близких (0.912);
посещать церковь (0.783);
не ходить в театр (0.800);
не заботиться о внешности (0.813);
не подсмеиваться (0.617).
Репертуары:
Я в прошлом (-0.343) (корр. с Я в современной жизни (r=0.666), идеальное Я (r=0.796), у близкого пожилого (r=0.619), когда будете старыми (r=0.584)).
У старшего поколения (0.342) (корреляция с «Я в современной жизни» (r=0.658), «идеальное Я» (r=0.576), «у близкого пожилого человека» (r=0.752), «когда будете старыми» (r=0.564)).
2 фактор можно обозначить конструктом «Независимость». Т. Лири характеризует зависимого человека как конформного, мягкого, ожидающего помощи и советов, доверчивого, склонного к восхищению окружающими. Следует отметить, что значения «Я в прошлом» и «У старшего поколения» полярны, т.е. имеют почти одинаковый модуль, но разные знаки. Таким образом, выборка 50-55 лет приписывает качество «зависимости» представителям старшего поколения, подчёркивая свою независимость в прошлом, в настоящем, в будущем. Таким образом, семантическое пространство (рис. 3) представлено осями «Дружелюбие» (F1) и «Независимость» (F2). Наиболее выраженным по оси «Дружелюбие» оказалось «Идеальное Я» (35), на другом полюсе – старшее поколение (36). По оси «Независимость» положительную оценку получило молодое поколение (38), отрицательную – старшее поколение. Очевиден образ пожилого человека как нуждающегося в помощи, при этом становящегося всё более равнодушным. В сравнении с 1 фактором, по которому респонденты оценивали себя в старости чуткими и активными, по 2 фактору женщины видят себя в пожилом возрасте зависимыми.
В результате обработки данных выделено 7 значимых факторов.
Первый фактор (F1) с весом 10.974, объясняет 34.295% дисперсии, и является самым значимым. Второй фактор имеет вес 6.4305 и объясняет 20.095% дисперсии. F1 включает следующие шкалы:
не рассказывать о трудностях 0.865;
не курить в трудных ситуациях 0.781;
не скрывать дорогую покупку 0.806;
заполнить время 0.764;
контролировать близких 0.754;
говорить приятное 0.829;
посещать церковь 0.767;
не жалеть себя 0.822;
не следовать совета 0.851;
не подсмеиваться над другими 0.823.
А также репертуары:
Я в прошлом 0.518;
у молодого поколения (-0.548).
При этом «Я–в прошлом» коррелирует с «Я в современной жизни» (0.844)
1 фактор демонстрирует более низкие веса шкал в сравнении с предыдущими выборками (а=0.750 – 0.865). Возможно, это обусловлено небольшим различием во вкладе в дисперсию между 1, 2, и 3 фактором (34.295, 20.095, 12.690% соответственно), т.е. некоторой «размытостью» характеристики. Представляется образ социально активной личности («заполнить время», «не скрывать дорогую покупку»), компетентной в общении (говорит приятное, не рассказывает о трудностях (не жалуется), не подсмеивается над другими), однако, достаточно сильной, независимой личности. Такой тип личности отождествляется у респондентов с образом себя в прошлом и противопоставляется молодому поколению. Интерпретировать данный факт можно следующим образом: поскольку выявлена корреляция между «Я в прошлом» и «Я – актуальное» (r=0.844), то респонденты приписывают себе вышеуказанные качества в противовес молодому поколению по причине приближения себя к возрасту поздней зрелости.
Популярные статьи:
Специальный и
возрастной коэффициенты рождаемости.
Наименование показателей Методика расчета показателей и источники информации Специальный коэффициент рождаемости Представляет собой число родившихся в расчете на 1000 женщин репродуктивного возраста (15-49 лет). Рассчитывается путем делени ...
Взаимосвязь количественного и качественного
подходов в методе опроса
Количественный" и "качественный" методологические подходы обычно рассматриваются как противоположности. Мы же покажем, что логика проведения исследования в этих двух случаях в определенном смысле довольно сходна. Различие со ...
Профессиональная этика общения социолога
Этика делового общения - учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров.[2] В основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Профессионал ...