Психолого-педагогическая реабилитация детей с нарушениями
в развитии в системе образованияСтраница 1
Когда все дети достигают возраста 6-7 лет, они начинают учиться в школе. А многие дети с ограниченными возможностями в этом возрасте не могут не только хорошо говорить, но и обслуживать себя. На психолого-медико-педагогических комиссиях таким детям зачастую в заключении пишут: «Ребёнок не обучаем».
«Необучаемый ребенок» - как часто слышат эти слова. По-видимому «обучаемый» - это ребенок, обучение которого не должно составлять проблем, доставлять неприятности и требовать от педагога чрезмерных усилий. Ему объяснили – он понял. Вот это обучение! А если одно и тоже нужно повторять 2-3 раза - значит не справляется.
Не ребенок не справляется, – не справился педагог. Это педагогу не хватило терпения и знаний. Он обучает детей по раз и навсегда отработанной схеме. Но не нужно подчинять ребенка под систему, какой бы прекрасной она не была. Обучение – это процесс, который длится во времени. Для детей с ограничениями возможностей нет, и не может быть сроков.
По закону РФ «Об образовании» дети с ограниченными возможностями могут учиться в обычных общеобразовательных школах на общих основаниях. Каждая государственная и муниципальная общеобразовательная школа обязана принимать детей, проживающих на прикрепленной к ней территории, независимо от состояния их здоровья.
Министерство образования придерживается такой концепции, что дети с нарушениями, не связанными с умственной отсталостью, должны обучаться по общим стандартам и специально разработанным к ним дополнениям, где предусмотрено увеличение количества учебных часов и использование большего числа специалистов. Но в реальной жизни этот закон общеобразовательными учреждениями не выполняется. Часто “особые дети” не могут посещать не только общеобразовательную школу, но и детский сад, поскольку в них отсутствуют специальные условия для нахождения там и обучения ребенка-инвалида:
· не введены специальные учебные программы;
· не привлекаются к работе специальные педагоги (дефектологи);
· помещения не оборудуются с учетом нахождения в них детей с проблемами в развитии.
В системе отечественного образования коррекционная помощь детям с проблемами в развитии реализуется с учетом положения о том, что такой ребенок имеет особые образовательные потребности и нуждается в специальных условиях.
Специальные образовательные учреждения и общеобразовательные учреждения, в которых воспитываются дети с нарушениями в развитии, оборудуются с учетом нахождения в них детей определенной категории. В них должны быть предусмотрены специальные порожки, светозащитные технические устройства из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием для детей с нарушением зрения; специальные поручни, пандусы для подъема и спуска детей с опорно-двигательными нарушениями.
Дети с отклонениями в развитии могут воспитываться и обучаться:
в дошкольных, школьных государственных и негосударственных образовательных учреждениях и учреждениях «Начальная школа - детский сад» трех видов:
· компенсирующего вида, предназначенного для обучения детей с теми или иными отклонениями в развитии (в специальных (коррекционных) детских садах и школах);
· комбинированного вида, имеющего как группы (классы) для нормально развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;
· общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии;
2) в домашних условиях с возможностью посещения дошкольниками групп кратковременного пребывания при учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, при дошкольных отделениях (группах) специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
3) в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных групп в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.;
Популярные статьи:
Публикацией книги «Потребности, интересы, ценности» (1986)
Здравомыслов изучал проблематику социальной политики. Тогда ему удалось найти новый подход к социальной дифференциации в советском обществе. Подход опирался не на идею собственности на средства производства, не на идею статусной дифференци ...
Анализ современного состояния репродукции населения как
социально-медицинского феномена. Основные социально-медицинские основы репродуктивного поведения
Прежде чем понять сущность планирования семьи следует рассмотреть понятие репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение. Согласно определению ВОЗ в широком смысле репродуктивное здоровье - это способность людей к зачатию и рождению де ...
Средний класс в Беларуси
Начнём наконец анализ процесса зарождения белорусского среднего класса. Конец 80-х – начало 90-х: несбывшиеся надежды. Социальная структура советского посттоталитарного общества, несмотря на свой гомогенный и эгалитаристский характер, все ...