Анализ результатов исследования. Структура аттитюдов представителей различных поколений
женской выборки по отношению к лицам пожилого возрастаСтраница 5
3 фактор (6.159, 19.248% от общей дисперсии) включает значения:
стремиться к общению 0.723;
ничего не делать 0.785;
не посещать церковь 0.918;
не жалеть себя 0.817;
не читать СМИ 0.696.
Я в современной жизни 0.348 (корреляция с «Я в прошлом» (r=0.713), «у старшего поколения» (r=0.479), «у близкого пожилого» (r=0.717), «у близкого молодого» (r=0.564), «когда будете старыми» (r= 0.555)).
Я в прошлом 0.290 (корреляция с «у близкого пожилого» (r=0.450), «у молодого поколения» (r=0.411), «у близкого молодого» (r=0.547), «когда будете старыми» (r=0.419)).
Семантическое пространство (рис. 7) отображает сочетание шкал «Дружелюбие» (1 фактор) и «Независимость». «Я в прошлом» (34) представлено как независимое и дружелюбное, однако при переходе в «Я –актуальное» (33) и «Я в старости» (40) всё более зависимым.
Результаты по выборке «Мужчины 55-60 лет».
В результате обработки данных выделено 7 значимых факторов.
1 фактор (10.0484, 31.401% общей дисперсии) включает шкалы:
не поступать, как хочется 0.727;
не курить в трудных ситуациях 0.861;
не скрывать дорогую покупку 0.916;
говорить приятное 0.836;
посещать церковь 0.710;
стремиться понять 0.806;
не вести себя вызывающе 0.843;
не жалеть себя 0.893;
не подсмеиваться 0.774.
Репертуары:
У молодого поколения -0.695.
Данный фактор представляет образ сдержанного человека (который не ведёт себя вызывающе, не курит в трудных ситуациях, не подсмеивается, не поступает, как ему хочется). Назовём этот фактор «Сдержанность». Характеристика «сдержанность» не описывает молодое поколение, соответственно указанные характеристики могут описывать старшее поколение.
2 фактор (7.259, 22.684%) несёт почти равную с 1 фактором нагрузку и включает значения:
не заботиться о близких 0.690;
не стремиться быть в курсе 0.810;
не читать СМИ 0.722.
У старшего поколения -0.387 (корреляция с «идеальное Я» (0.340), «когда будете старыми» (0.431)).
Назовём этот фактор «Ответственность». Старшее поколение представлено как заботящиеся о близких, ответственные. Респонденты данной выборки представляют образ «идеального Я» приближенно к образу себя в старости. Испытуемые представляют себе оптимистичную перспективу самореализации себя в будущей старости.
3 фактор с весом 4.283 также является значимым – объясняет 13.382% дисперсии. В него вошли шкалы:
ходить в театр 0.767;
привлечь внимание 0.710;
воспринимать критику 0.797;
не переживать бессмыслицу 0.694.
Репертуары:
У близкого молодого 0.206.
У близкого пожилого -0.197 (корреляция с «когда будете старыми» (r=0.465), «у старшего поколения» (r=0.303)).
По данному фактору близкое пожилое окружение одиноко, оно нетерпимо относится к замечаниям в свой адрес, т.е. достаточно агрессивно. Вероятно, агрессивное поведение связано с трансформациями, происходящими в жизни человека в связи с переходом его в стадию поздней зрелости – пресловутое одиночество, отсутствие возможности появляться в обществе, потеря прежних связей и жизненных целей. Молодое поколение характеризуется как активное, стремящееся быть на виду, оптимистичное.
По оси сдержанности полярные значения принимают роли «молодое поколение» (38) (оно менее сдержанно) и «идеальное Я» (35) (более сдержанно), т.е. сдержанность, по-видимому, является необходимым приобретением старшего возраста (рис. 8)
Популярные статьи:
Возвращение в Академию наук
Ему сказали: Вы еще совмещаете в Академии наук, и если Вы остаетесь сейчас на должности заведующего кафедрой ВПШ, то совместительство закрывается. Таким образом можно было или перейти в Академию наук или остаться в ВПШ. Ну, он выбрал первы ...
Социальные нормы, отклонения и контроль. Определение и
виды социальных норм
Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы это некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в к ...
Проектирование системы непрерывного профессионального образования
осужденных в пенитенциарном учреждении
На непрерывное и стабильное развитие образования в пенитенциарной системе немаловажное влияние оказывает внешняя среда, т.е. сфера, в которой образовательное учреждение осуществляет свою жизнедеятельность, совокупность «факторов влияния» в ...