3. Предварительный системный анализ объекта исследования и развертывание гипотезы исследования.

Пенитенциарная социальная работа содержит в себе смысл посредничества между осужденным и общественной структурой, заключающейся во взаимодействии государства, бизнеса и общества. Главной задачей такого посредничества является подготовка осужденного к самостоятельной деятельности в переменчивых условиях современной действительности. В подготовку входит и психологическая работа по перемене сознания осужденного в сторону правопослушного поведения, осознания пользы нравственных принципов жизни. В материальное благоустройство осужденного входит налаживание его связей с социальными институтами (посредством образовательного процесса в школе при колонии), обеспечение осужденного необходимыми документами для полноценного существования в государственной структуре общественных отношений, устранение разногласий освобождающегося осужденного с членами его семьи, родственниками и ближайшим окружением.

Целостный анализ объекта исследования

Блок А – это объективные факторы, которые включают:

a1 – общие, равнодействующие во всех специфических видах трудовой деятельности социальные условия и обстоятельства, негативно влияющие на осужденного, освобождаемого из мест лишения свободы: экономическая ситуация; социальные и политические отношения; состояние массового сознания, включая систему ценностных ориентации и норм;

а2 – специфические факторы, связанные с формой собственности, особым видом трудовой деятельности, включая прямые и латентные.

Блок В – индивидуальные особенности осужденного, где

в1 – функциональные или ролевые характеристики (пол, возраст, семейное положение, уровень общего образования, квалификация, участие в управлении, принадлежность к общественным организациям и т.п.);

в2 – личностные характеристики (интересы и потребности, социальные установки, ценностные ориентации, идеалы, концепция образа жизни).

Блок С – отношение к труду, где

c1 – субъективные аспекты адаптационных процессов;

с2 – объективные аспекты адаптационных процессов.

Связки α – стимулы (внешние побуждения к правопослушной деятельности), β – восприятие, усвоение общественных функций (ролей) и социальных, в частности, производственных, нормативных требований субъектом; γ – мотивы деятельности (внутренние побуждения).

Институту социальной работы необходимо сотрудничать с общеобразовательными институтами в пенитенциарном учреждении с целью воплощения таких технологий социальной работы как социальная коррекция, социальная диагностика, социальная терапия и др. Наиболее эффективно подобные технологии применимы в совмещении социальной и профессиональной деятельностей, т.к. без осознания осужденным целей правопослушного активно-общественного поведения очень сложно воплощать цели пенитенциарной социальной работы в действительности.

Осознание осужденными средств, принципов и целей пенитенциарной социальной работы является одной из важных задач просветительской деятельности в пенитенциарном учреждении. Улучшение показателей предотвращения рецидива зависит от синергийной деятельности осужденного со специалистом социальной работы.

Гипотезой данного исследования является то, что необходимо развивать и применять непрерывные профессиональные образовательные программы в местах лишения свободы с целью интеллектуального, нравственного развития личности осужденного, с целью коррекции духовных установок на добровольное созидание душевного и социального аспектов жизнедеятельности; необходимо учитывать индивидуальные особенности осужденного, его социальный статус как в пенитенциарном учреждении, так и в обществе, его интересы, способности и потребности; так же уровень его заинтересованности в получении социальной помощи и поддержке; необходимо применять индивидуально-ориентированные подходы в сфере обучения и перевоспитания осужденных, опираться на принципы гуманизма, соблюдение прав и свобод осужденных.

В пенитенциарном учреждении необходимо утверждать взаимодействие технологий социальной работы совместно с учебно-образовательными программами и в синергии с осужденным как субъектом социальной работы (субъект-субъектные взаимоотношения).

При активном взаимодействии пенитенциарных педагогов, преподавателей профессиональных технических училищ, представителей институтов высшего образования, специалистов социальной работы возрастет эффект по реабилитации, реадаптации, ресоциализации и качественной профессиональной подготовке осужденных с целью их дальнейшего трудоустройства и улучшения благосостояния освобождающихся осужденных, что явится существенным фактором по предотвращению рецидивной преступности и исцелению существующих в современной действительности социальных болезней.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Популярные статьи:

Кризис науки в России и эмиграция российских ученых
Обращаясь к России, приходится признать, что нынешний глубокий кризис отечественной науки является и ведущим фактором, и основной причиной, и одним из решающих условий интеллектуальной эмиграции. Прежде всего наблюдается значительное сокра ...

Европейские социологические школы. Германия
Немецкая культура по общему признанию чрезвычайно противоречивая вещь. Она дала миру классиков просвещения в лице Гёте и Шиллера, она же породила и классику антропологического национализма или националистической антропологии, что оказало г ...

Исследование: Комплексный анализ форм помощи, оказываемых женщинам –жертвам семейного насилия на примере Кризисного центра для женщин.
Программа исследования : Комплексный анализ форм помощи, оказываемых женщинам – жертвам семейного насилия на примере Кризисного центра для женщин. Домашнее насилие не имеет никаких культурных, социальных, экономических, классовых, религиоз ...