Организационно-административные условия и нормативно-правовое обеспечение
образования осужденных в пенитенциарном учрежденииСтраница 5
В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия.
Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают общее или полное среднее образование по их желанию. Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством РФ о труде. Получение осужденными общего или полного среднего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.
Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания /39, ст.112/.
Право осужденных на получение образования гарантируется путем создания школ, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении. Учредителем школы является муниципальные органы управления.
Школа является юридическим лицом и при наличии государственной аккредитации имеет печать с изображением Государственного герба РФ; осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования; создает при необходимости специальные (коррекционные) классы для обучения осужденных, имеющих отклонения в развитии; направляет статистические отчеты об обучении осужденных в Федеральную службу исполнения наказаний в установленные сроки по утвержденным приказами Министерства юстиции РФ формам статистической отчетности и в отдел образования администрации муниципального образования в установленные сроки по утвержденным приказами Министерства образования РФ формам статистической отчетности.
Обязательному обучению в школе подлежат все осужденные, не имеющие общего или полного среднего образования. Выпускникам школы, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне общего образования /30, Положение/.
Из Уголовно-исполнительного кодекса РФ видно, что от обязательного обучения освобождаются осужденные либо в возрасте старше 30 лет, либо являющиеся инвалидами первой или второй группы. Указанные категории лиц могут получить общее или полное среднее образование по желанию. Такой порядок установлен из гуманных соображений, с тем чтобы образование не содержало в себе элементов кары, излишнего принуждения. Право таких осужденных продолжить обучение по собственному желанию приобретает для них характер законного интереса, удовлетворение которого зависит от усмотрения администрации и имеющихся конкретных условий. Вместе с тем, поскольку получение образования есть одно из важных средств исправления осужденных, администрации следует всячески поощрять их стремление к учебе и воздерживаться от создания здесь конфликтных ситуаций. Важность этого положения повышается в условиях безработицы осужденных.
Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Практика дает немало примеров организации заочного обучения осужденных, например, на договорной основе. Проблемы, связанные с предоставлением отпусков на время экзаменов, в принципе решаемы путем рационального использования права осужденных на трудовые отпуска, что особенно часто практикуется в колониях - поселениях.
Стремление и добросовестное отношение осужденных всех категорий, независимо от их возраста и здоровья, к образованию должны поощряться. Это дает значительный воспитательный эффект, поскольку влечет за собой изменение правового статуса учащихся осужденных и служит серьезным стимулом при формировании положительного отношения к учебе как их самих, так и других осужденных. Кроме того, поощрение получения образования осужденными проявляется и в создании для того необходимых условий администрацией исправительных учреждений, органов образования и иных субъектов, заинтересованных в исправлении данных лиц.
Учет факта получения осужденным образования в период отбывания наказания имеет важное правовое значение. Его добросовестное отношение к учебе, проявляемая в ней активность и результаты обучения отражаются в личном деле, характеристиках осужденного и иных документах, что влияет на изменение правового статуса данного лица, лишенного свободы.
Популярные статьи:
Подготовка кадров для системы
социальной защиты: состояние и проблемы
Становление новой модели социальной защиты предполагает наличие новых кадров, глубоко понимающих происходящие перемены, готовых профессионально решать многоплановые задачи социальной защиты различных категорий населения. В Республике Белар ...
Смертность
Наряду с падением рождаемости в Беларуси растет смертность. Общий коэффициент смертности в 2004 г. составил 14,3%, увеличившись с 1990 г. в 1,3 раза. Умирать стали как люди старше 70 лет, так и, что надо особо отметить, мужчины трудоспособ ...
Специфика и классификация технологий в социальной работе
При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности объекто ...