Организационно-административные условия и нормативно-правовое обеспечение
образования осужденных в пенитенциарном учрежденииСтраница 1
Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются: разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления; обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование; создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования России; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области /15, ст.4/.
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в России осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права /15, Введ./.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений /15, ст.2/.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений /15, ст.14/.
В 1992 г. принят Закон РФ «Об образовании». С 2003 г. начинается масштабное перераспределение полномочий между уровнями государства, в связи с чем вносятся изменения в законодательство о местном самоуправлении, о субъектах федерации, о межбюджетных отношениях, принимается беспрецедентный федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., которым внесены поправки в более чем 150 федеральных законов и 50 федеральных законов отменены, внесены изменения в Закон РФ «Об образовании», в Трудовой кодекс РФ. В итоге полномочия по организации общего и дошкольного образования переданы местным органам самоуправления; начального и среднего профессионального образования – субъектам федерации. На субъекты федерации возложена обязанность целевого финансирования местных бюджетов для обеспечения оплаты труда педагогов и образовательного процесса в школах и дошкольных учреждениях.
Смежные и однонаправленные тенденции наблюдаются в области прав граждан на образование, правового положения педагогов, статуса образовательных учреждений. Так, например, отменены примерные положения о получении образования в форме экстерната и в семье, утвержденные приказом Минобразования РФ от 27.06.1994 № 225. С принятием поправок в Трудовой кодекс РФ в значительной мере утрачивает нормативный характер федеральное регулирование оплаты труда, режима рабочего времени и трудовых обязанностей работников образовательных учреждений: федеральные нормативные акты заменяются рекомендательными документами.
Популярные статьи:
Классификация ценностей
Классификация ценностей, как и их определения, неоднозначны. Действительно, до сих пор нет единого мнения относительно определенных типов ценностей, существуют разные основания для их классификации. Разные авторы предлагают разные классифи ...
Этническая общность или этнос
Ясно, что в применении к сербам, англичанам, валлонам, белорусам, голландцам и т.п. слово "народ" имеет иной смысл, чем в том случае, когда говорят об индийском или пакистанском народах. Для выражения именно этого, а не какого-ли ...
Задачи демографии и методы исследования
Задачами демографии является изучение тенденций и факторов демографических процессов; разработка демографических процессов; разработка мероприятий демографической политики. Для выявления подлинных тенденций демографических процессов надо о ...