Теоретические аспекты проблемы. Образование как
социо-культурный институтСтраница 1
Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием, т.е. педагогической деятельностью(18, 21).
Во второй половине ХХ в. стала отчетливо просматриваться взаимосвязь между качеством школьного образования и развитием экономики страны, сохранением культурной идентичности нации. Сами образовательные реформы были вызваны социально-экономическими причинами. Поэтому все чаще эффективность деятельности школы рассматривается в контексте социальных индикаторов качества жизни(4, 22).
Наибольшие изменения в ходе реализации реформ произошли в управлении образованием (в структурах власти) и в распределении ответственности за принятие решений, что обусловило появление тенденции «возложения» ответственности не на центральную власть, а на сами школы(19, 22).
Образование как процесс –
это освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Образование
как результат –
характеристика достигнутого уровня образованности.
Образование как процесс реализуется в образовательной системе. Этот процесс протекает, результат достигается, а система функционирует не сама по себе, а посредством специфической человеческой деятельности – педагогической деятельности. От качества педагогической деятельности во многом зависят характер и эффективность образования(4, 5, 7).
Педагогическая деятельность –
особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями. Структурными компонентами педагогической деятельности являются: цель деятельности, субъект деятельности (педагог), субъект-объект деятельности (воспитанник), объект деятельности (ситуация, опосредованно влияющая на воспитанника), содержание деятельности, способы деятельности, результат деятельности. Стратегическая цель педагогической деятельности состоит в создании эффективных условий для достижения воспитанником определённого уровня образованности.
Педагогическая профессия –
род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью, которой является направленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами(18).
Системная, целостная сущность образования проявляется в том, что образование является качественно обособленным от других социальных процессов, связанных с трансляцией совокупного опыта и воспроизводством социально личностных качеств человека(2, 15, 16).
Цели образования определяются социальным строем общества и имеют определённую структуру. Это цели определённые в нормативных государственных документах, в нормативных и теоретических документах системы народного образования, сформулированные в учебных программах и, наконец, заданные в методических учебных пособиях по темам, разделам учебных программ.
Н.К.Крупская считала целью образования воспитание людей, имеющих продуманное мировоззрение, умеющих строить разумную жизнь, понимающих и воспринимающих всё происходящее вокруг, подготовленных в теории и на практике к физическому и умственному труду. А.С.Макаренко утверждал, что цели образовательной работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из педагогических рук. Образование есть процесс и результат развития личности в ходе её обучения и воспитания.
Популярные статьи:
Характеристики личности
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные ...
Эволюционная социология Г.Спенсера : первый опыт системного подхода
Эволюционная социология создавалась Г.Спенсером для решения социальных проблем. Описание общих эволюционных законов движения от гомогенности к гетерогенности, от простых к сложным формам организации и к локальной специализации форм в неорг ...
Наркоманию можно победить, но лечить надо и общество
У каждой болезни есть своя причина. У сердечно-сосудистых — стрессы, у онкологических заболеваний — плохая экология, у наркомании — бездуховность общества. Наркомания — крайняя форма духовного кризиса личности. Наркомания расцветает, когда ...