Классификация ценностейСтраница 1
Классификация ценностей, как и их определения, неоднозначны. Действительно, до сих пор нет единого мнения относительно определенных типов ценностей, существуют разные основания для их классификации. Разные авторы предлагают разные классификационные модели ценностей, разные типологии по предмету или содержанию объекта, на который они направлены (социально-политические, экономические, нравственные н т.д.), по субъекту отношения (общество, класс, социальная группа, коллектив, индивид). Например, согласно О.М. Бакурадзе, суждения ценности имеют «теологический характер и указывают на состояние, определённое целью. Она встаёт перед человеком как нечто такое, что должно быть» [57, с.47-48].
Так, в античных философских концепциях выделяются абсолютные, относительные, объективные и субъективные, идеальные и реальные, индивидуальные и социальные, внутренние и внешние ценности.
Наиболее общей классификацией ценностей является та, которая основана на выделении субъектов и объектов ценностного отношения [80].
В зависимости от субъектов данного отношения ценности бывают:
Личные (говорят также о личностных ценностях, имея в виду общезначимые качества личности, но здесь личность выступает как объект, а не субъект ценностного отношения).
Групповые (классовые, национальные, социально-территориальные, социально-демографические, семейные и т.д.).
Общесоциальные (ценности, которые касаются развития общества, социума в целом).
Общечеловеческие (ценности, которые касаются человечества в его истории и современном развитии).
В зависимости от объекта, на который направлено ценностное отношение и оценка, выделяют природные и социальные ценности. Социальные в свою очередь дифференцируют на: экономические, социально-политические, этические, художественно-эстетические, религиозные, научно-информационные, коммуникативные (связанные с общением), семейно-демографические (семейно-бытовые) и другие.
В классификации, предложенной Ф. Патаки, выделены шесть групп ценностей:
Общественно-политические ценности: общественная жизнь, личная жизнь, оценочное отношение к общественные перспективам, патриотизм, интернационализм и т.д.
Коллективистские ценности: солидарность, совместное действие, способность согласования и подчинения личных интересов и другие.
Интерперсональные ценности или ценности-отношения - это такие ценности, как дружба, секс, отношение к взрослым и ровесникам, а также оценка их поведения.
Объективированные ценности, к которым можно отнести науку, искусство, мораль.
Ценности «Я». Сюда входят такие ценности, как личные перспективы, карьера, выбор профессии, самоосуществление.
Предметные ценности, к которым относятся предпочтительное поведение и оценка предметов потребления.
О.Г. Дробницкий выделял два рода ценностей [57, с.48]:
1. Предметные – выступают как объекты направленных на них потребителей. Они являются объектами наших оценок.
2. Ценности сознания – ценностные представления. Выступают в качестве высших критериев для наших оценок.
Н.И. Лапин предлагал выделять «дифференцирующие» (обособляющие человека) и «интегрирующие» ценностные позиции человека.
Хокинс, Бест и Кони выделяли три группы ценностей:
Ценности, ориентированные на другого (other-oriented values), которые отражают взгляды общества на уместные отношения индивидуумов и групп в обществе, т.е. взгляды общества на отношения между индивидами.
Ценности, ориентированные на среду (environment-oriented values), которые предписывают отношение общества к его экономической, технической, физической среде, т.е. взгляды общества на взаимоотношения с окружающей средой.
Ценности, ориентированные на себя (self-oriented values), т.е. цели/подходы к жизни, которые общество считает желательными.
В социологическом аспекте ценности – нормативы или регуляторы поведения. Здесь их целесообразно подразделять на ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-цели, ценности-средства и т.п. Например, болгарский исследователь этой проблемы В. Момов полагает, что можно типологизировать ценности как существующие или наличные, актуальные, далее – целевые или мыслимые, желанные, возможные; и, наконец, при дальнейшем членении целевых ценностей он получил следующую иерархию: ценности-цели и ценности-идеалы, а затем ценности-желания и ценности должного (нормативные) [57, с.48].
Во многих классификациях ценностей здоровье стоит на одном из первых мест. Оно является ценностью, к которой человек непременно должен стремиться (ценности-цели).
Например, Милтон Рокич в 1973 году предложил следующую классификацию ценностей, где физическое и психическое здоровье является главной терминальной ценностью. Ценности он разделял на терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства).
Терминальные ценности – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, здоровье, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точки зрения стоит того, чтобы к ней стремиться (ценности-цели).
Популярные статьи:
Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в учреждении
здравоохранения. Международные правовые акты и российское
законодательство, регламентирующие права детей-инвалидов
К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ор ...
Место и роль социального работника в системе медико-социальной
экспертизы
В комплексе мероприятий по социальной заботе о трудоустройстве и быте человека с ограниченными возможностями значительное место отводится медико-социальному направлению. Полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять ...
Социология и возможности Интернет.
К началу 2001 года в русскоязычной части Интернета количество сайтов, имеющих отношение к социологии, измерялось уже сотнями. Это сайты исследовательских организаций, учебных заведений, электронные социологические журналы, персональные стр ...