Миссия детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и перспективы развития его деятельности по защите прав ребенка в Республике Беларусь
Страница 4

Информация » Права ребёнка в Республике Беларусь » Миссия детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и перспективы развития его деятельности по защите прав ребенка в Республике Беларусь

В Республике Беларусь более четверти всего населения составляют дети. Социально-экономические и политические последствия проводимых в стране после приобретения суверенитета преобразований самым негативным образом отразились на положении детей и их благополучии. Такие последствия, как ухудшающаяся общая экономическая ситуация в стране, характеризуемая ростом темпов инфляции, падением объемов производства, повышением уровня безработицы, снижением уровня реальных доходов населения, существенно ослабили в первую очередь положение семей с детьми. Большинство из них оказались в ситуации, когда уровень доходов опустился значительно ниже прожиточного минимума. Складывающаяся в таких семьях сложная психологическая обстановка нередко приводит к разводам, в результате чего растет число детей, находящихся в неблагоприятных или даже опасных для них условиях жизни. Материально не обеспеченные семьи, а тем более неполные, не в состоянии выполнять свою естественную социальную роль в обществе — заботиться о детях и воспитывать их полноценными членами общества. Более того, в последнее время, согласно данным официальной статистики, наметилась тревожная тенденция, когда малообеспеченные и многодетные семьи из-за невозможности материально обеспечить семью стремятся устроить своих детей в детские дома, в установленном порядке оформляя отказ от них. Характерным признаком неблагополучного положения детей в Беларуси, как и в других странах СНГ, стал рост социального сиротства, когда дети при живых родителях оказываются предоставленными самим себе. Статистика социального сиротства впечатляет. Если в 1990 г. число детей, оставшихся без попечения родителей составляло 11 200, то в 1997 г. их количество, по разным оценкам, приблизилось к 25 000.

Поддерживая социальную политику государства по предотвращению и профилактике семейных проблем, проблем брошенных детей и детей-сирот, Представительство ЮНИСЕФ в 1998 г. предприняло определенные меры по осуществлению программы "Дети, нуждающиеся в специальной защите". В рамках программы планируется поддержать инициативу Министерства образования Республики Беларусь по разработке концепции реорганизации интернатных учреждений и по созданию моделей новых, альтернативных действующим, форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения.

Изложенные выше факты свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что при проведении социально-экономических реформ органы государственной власти не обеспечили осуществление необходимых мер защиты детей от последствий проводимой социально-экономической политики. Неблагополучная семья фактически превратилась в один из наиболее опасных факторов риска, оказывающих влияние на противоправное поведение подростков.

Согласно аналитическим данным за 1997 г., подготовленным научными сотрудниками отдела криминологии Республиканского НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально пораженных групп населения. Подростковая преступность занимает особое место в структуре общей преступности. В 1997 г. несовершеннолетними и с их участием было совершено 9990 преступлений, что на 18,8 % больше, чем в 1992 г. Вырос удельный вес тяжких преступлений. Так, в 1992 г. тяжкие преступления в общей преступности несовершеннолетних составили 19,7 %, в то время как в 1997 г. доля таких преступлений составила 46,7 %. Как свидетельствуют результаты проверок, проводимых органами прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства о несовершеннолетних, проблема преступности несовершеннолетних усугубляется реальным положением дел в системе образования. Учебные заведения не в состоянии компенсировать недостатки семейного воспитания, что фактически обусловливает отклоняющееся или преступное поведение детей. Ситуация такова, что, оказавшись в сложных для них условиях и не получая необходимой защиты от государственных институтов и должностных лиц, дети из неблагополучных семей проводят большую часть времени на улице и становятся либо жертвами преступлений, либо совершают преступления сами. До настоящего времени в Республике Беларусь не создана специальная социальная служба — кризисные центры или приюты для временного пребывания, где могла бы оказываться необходимая социальная и психологическая помощь детям, нуждающимся в специальной защите.

В числе факторов, отрицательно влияющих на состояние преступности, особое место занимает судебная система. В последние годы в качестве меры наказания несовершеннолетним преобладает лишение свободы. Согласно данным уже упоминавшегося исследования в 1997 г. этот вид наказания был назначен 90,3 % от общего числа осужденных несовершеннолетних. В их числе 28,8 % осуждены к реальному лишению свободы, 13,9 % — условно, 47,7 % — с отсрочкой исполнения наказания. В три раза уменьшилось назначение судами такого наказания, как исправительные работы, и в два раза сократилось число осужденных несовершеннолетних, переданных для перевоспитания трудовым коллективам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Популярные статьи:

Беларусь - это Китай наоборот
Многому можно научиться в Китае. Порох и бумагу китайцы придумали, когда европейцы не знали, что такое табуретка. Правда, потом начали почему-то жечь иностранные корабли в стремлении сохранить национальную самобытность. Сохранили, а с ней ...

Этапы протекания конфликта.
Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру (приложение 4). Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям: 1. Предконфликтная стадия. Ни один со ...

Социальное страхование в РФ
Социальное страхование – институт социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость), места работы или дополнительных непредвид ...