Физкультурно-оздоровительная
реабилитация детей с отклонениями в развитииСтраница 3
а) снижении функциональной активности органов и систем и нарушении их регуляторных механизмов;
б) атрофических и дегенеративных изменениях опорно-двигательного аппарата, и в особенности его нервно-мышечного и костного компонентов;
в) нарушении обменных и снижении катаболических процессов;
г) детренированности мышц живота, что неблагоприятно отражается на функции кровообращения, пищеварения, дыхания;
д) снижении сердечной деятельности, что приводит к деструктивным изменениям по типу атрофии и снижения энергетического потенциала;
е) изменении функции дыхания, что характеризуется уменьшением жизненной емкости легких и легочной вентиляции как в покое, так и при физической работе;
ж) резком ухудшении орто- и антиортостатической устойчивости, что объясняется расстройством рефлекторных механизмов, регулирующих тонус сосудов;
и) нарушении терморегуляции и других негативных морфофункциональных изменениях в организме человека.
Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о том, что гиподинамия и гипокинезия не только являются причиной снижения функциональных возможностей, но и имеют высокую корреляционную связь с сокращением продолжительности жизни.
Основным средством профилактики заболеваний и осложнений в состоянии здоровья, вызванных гиподинамией и гипокинезией детей с умственными и физическими ограничениями, является нормированная активизация их двигательной, нейромышечной деятельности. Элементарное двигательное действие не заменит ни одна таблетка. Эффективны все виды активной двигательной деятельности: физические упражнения, спортивная тренировка, прогулки, туристические походы, участие в спортивных соревнованиях и фестивалях.
Учитывая существенную ограниченность детей-инвалидов в возможностях посещения разнообразных спортивных, рекреационных и туристических мероприятий, следует в большей мере использовать физкультурно-оздоровительные методики и рациональные комплексы физических упражнений, позволяющие проводить занятия в автономных условиях независимо от местонахождения и наличия тренажеров и оборудования.
Общество должно признать тот факт, что, несмотря на профилактические меры, всегда будет существовать категория людей с дефектами и инвалидностью, и долго еще будет ощущаться потребность выявлять и устранять барьеры, препятствующие инвалидам получать все необходимое для жизни, доступ ко всем видам общественного обслуживания, включая физическую культуру и спорт.
Отсутствие научно обоснованных рекомендаций по комплексной (медицинской, социальной, профессиональной, психологической, физической) реабилитации детей-инвалидов усугубляет неоправданные социальные потери и материальные издержки, что оборачивается социальной напряженностью, диспропорциями между затратами на реабилитацию и конечными результатами.
Основные положения перспективной программы по обеспечению профилактики инвалидности и всесторонней реабилитации детей-инвалидов средствами и методами физической культуры должны включать следующее:
- разработку и создание оптимальной структуры государственного и общественного управления и организационных форм физической культуры и спорта инвалидов;
- создание в Российской Федерации сети региональных центров, работающих под единым методическим началом и по согласованым программам. Основой деятельности таких центров должно быть проведение мониторинга физического здоровья, коррекции двигательной активности детей-инвалидов;
- создание системы непрерывного физкультурного образования инвалидов и подготовки кадров из инвалидов и неинвалидов;
- создание сводного информационного "банка данных" по вопросам физической культуры и спорта инвалидов;
- разработка адекватных моделей инвалидности в сфере физической культуры и спорта (биомеханические, физиологические, анатомические, антропометрические, гигиенические, психологические, педагогические и др.);
- разработка научно обоснованных методических рекомендаций по формам и режимам занятий детей-инвалидов;
- создание индустрии технических средств и снаряжения для инвалидов (сертификация, производство, внедрение, сервисное обслуживание);
- создание структуры досугово-оздоровительных центров, типовых схем "зеленых коридоров", водных акваторий, рекреационных и туристических структур с учетом потребностей инвалидов различных категорий.
Решение реабилитационных и профилактических физкультурно-оздоровительных и спортивных проблем детей-инвалидов состоит в реальном улучшении образа и качества их жизни, в расширении физ культурных адаптационных возможностей, а не в номинальном увеличении финансовых затрат и числа «культурно-массовых мероприятий». Соответственно, необходимы специально разработанные, обоснованные и проверенные на уровне эксперимента программы интегрирования детей-инвалидов в обычную социокультурную жизнь.
Популярные статьи:
Сущность общественных объединений
Различные объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточно вспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные ...
Высшее образование
В образовании статистика является одним из важнейших инструментов, позволяющих правильно планировать стратегию дальнейшего развития. Анализ статистики высшего образования позволяет нам заметить некоторую закономерность, выявляющую проблемы ...
Миграция населения
Согласно опубликованному в 2002 г. докладу ООН, Россия находится на втором месте (после США) по числу законных и нелегальных иммигрантов, проживающих на территории страны. По оценке экспертов ООН, в России их более 13 млн чел. — 9% населен ...