Физкультурно-оздоровительная
реабилитация детей с отклонениями в развитииСтраница 1
Крайне неблагоприятная экологическая ситуация, низкий уровень культуры здорового образа жизни россиян сочетаются с высокой социальной напряженностью и неопределенностью, порождающими хроническое чувство тревоги, неудовлетворенности, потерю динамики социумом. Эти факторы особенно сказываются на детях-инвалидах.
В Российской Федерации отмечается устойчивая тенденция роста детской инвалидности. Только за последнее десятилетие число детей-инвалидов увеличилось более чем в 2 раза.
Разработана Концепция с целью определения основных направлений государственной и общественной деятельности по совершенствованию системы социальной адаптации и всесторонней реабилитации детей с отклонениями в развитии методами и средствами физической культуры.
Концепция оздоровительно-физкультурной работы среди детей с умственными и физическими ограничениями создана в рамках реализации федеральной целевой программы "Дети-инвалиды" - составной части президентской программы "Дети России" и "Основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)".
При формировании принципиальных положений Концепции использованы опыт отечественной и зарубежной науки и практики.
Определяющую, роль в уровне здоровья нации, физического и психосоматического состояния человека, в развитии его двигательных и интеллектуальных качеств, в формировании социума играют духовная и физическая воспитанность личности и окружающая среда.
Анализ детской инвалидности и физиологических особенностей развития организма в раннем онтогенезе показывает непреходящую значимость физической активности ребенка как основы развития его двигательных, координационных и интеллектуальных качеств.
Для детей с умственными и физическими ограничениями независимо от категорий, этиологии и патогенеза (врожденные или приобретенные; наследственные, хромосомные, родовые, инфекционные; по зрению, слуху, интеллекту, опорно-двигательному аппарату, лимфо-флебопатологии, психосоматике, челюстно-лицевым, кардиореспираторным и др.) для сферы физкультурно-оздоровительной деятельности характерны ограничение их двигательной активности, ухудшение физических качеств: силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости, пространственной ориентации, вестибулярной устойчивости, реакции на движущийся объект, скоростно-силовой выносливости, координационных качеств, микро- и макромоторики, зрительно-двигательной реакции и др.
Следовательно, в системе комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с выраженной патологией важное место должно быть отведено использованию средств и методов физической культуры, активно-двигательным (мышечные и дыхательные, координационные и развивающие упражнения), гигиеническим и закаливающим мероприятиям.
Значение движений для организма столь велико, что двигательная активность выделена как ведущий признак жизни.
Информационную структуру системы движений человека можно определить как последовательность упорядоченных во времени сообщений, как информационную структуру элементарных биовозбуждений.
"Будущие" двигательные программы поддаются управлению посредством создания в настоящем определенных биологических и механических регуляторов и механизмов, определенных "узелков на память", которые в какой-то момент "будущего" обеспечат автоматическое управление двигательным процессом.
Двигательно-мышечные ощущения лежат в основе познания окружающей действительности, с их помощью в сознании человека отражаются пространственные и количественные особенности предмета.
Совершенствование физической активности ребенка-адаптанта, обучение моторным навыкам и повышение уровня его тренированности не самоцель, а только одно из составляющих искомого результата, включающего надежды, отношение и деятельность, а также получение положительных эмоций в процессе обучения и тренировок. При этом процесс адаптации является центральным и наиболее важным. Гибко подстраиваясь под реальные возможности индивида, он помогает ребенку с умственными и физическими ограничениями адаптироваться к конкретным и постоянно изменяющимся условиям среды.
Функциональные возможности детей при мышечной деятельности определяются морфофизиологической зрелостью центральной нервной системы, двигательного анализатора вместе с исполнительным аппаратом, мобильностью вегетативных процессов, обеспечивающих оптимальные условия для мышечной деятельности, и накопленным опытом. Только рациональная организация двигательной деятельности может способствовать укреплению здоровья, физическому и всестороннему развитию растущего организма.
В блоке оздоровительных проблем и профилактики заболеваний целесообразно выделить систему физкультурно-оздоровительной реабилитации как самостоятельное научное, педагогическое, сервисно - техническое и социальное направление. Под физкультурно-оздоровительной реабилитацией детей-инвалидов понимается многофакторная система реализации природных способностей ребенка на основе активизации целенаправленной мышечной деятельности; процесс и система мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию ограниченных физических возможностей и интеллектуальных способностей, на повышение психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма реабилитанта средствами физической подготовки и спортивной тренировки.
Популярные статьи:
Исследования проблемы установки в общей и социальной психологии
Понятие «социальная установка», или аттитюд (от англ. attitude) достаточно широко исследуется с начала XX века. Им определяется едва ли не самый важный психологический механизм включения индивида в социальную систему. Будучи обращенным одн ...
Контруниверситеты как форма студенческого выступления
В США в первой половине 60-х годов, согласно подсчетам обозревателей в движении за реформу высшего образования приняло участие больше человек, чем в демонстрациях против военных операций Пентагона во Вьетнаме. Ученые отмечают, что «хотя но ...
Взаимодействие институтов церкви и семьи
Православная Церковь содержит высокое учение о таинстве брака, «семья – малая Церковь». Православное учение о семье вполне определенно: «Господство мужа над женой естественно. Муж старше жены по сотворению. Он является как нечто основное, ...