Основы ранней реабилитации детей с отклонениями в развитии
Страница 3

Информация » Социальная реабилитация детей с отклонениями в развитии » Основы ранней реабилитации детей с отклонениями в развитии

Во-вторых, развитие различных функциональных систем мозга происходит гетерохронно. Они последовательно проходят стадии созревания и поэтому в каждый конкретный момент онтогенетического развития зрелость мозга мозаична: различные функционально-структурные звенья этих систем находятся на разных стадиях своего развития. В постнатальном онтогенезе каждая функциональная система имеет индивидуальный алгоритм развития.

Эти два обстоятельства необходимо учитывать при осуществлении самых различных реабилитационных мероприятий.

К важнейшим этапам ранней помощи детям, имеющим отклонения в интеллектуальном развитии, относятся занятия по развитию навыков владения телом, координации движения, чувства равновесия и умения сидеть.[6] Принципы занятий заключаются в следующем:

1) прежде, чем ребенок начнет подниматься, его необходимо научить держать голову, поднимать и поворачивать ее;

2) малыш будет хорошо сидеть только тогда, когда он научится удерживать корпус в вертикальном положении, опираясь руками и балансируя, чтобы не упасть;

3) следует учить ребенка удерживать равновесие;

4) каждый раз, когда малышу удается выполнить какое-либо упражнение, его следует похвалить и приласкать;

5) постепенно надо сокращать объем помощи ребенку в овладении тем или иным навыком, добиваясь, чтобы он все делал самостоятельно;

6) отрабатывая с ребенком тот или иной навык, следует широко использовать современные реабилитационные пособия и тренажеры;

7) постоянно вырабатывать у ребенка чувство опасности и осторожности;

8) навыки владения телом лучше всего отрабатывать, когда взрослый (лучше, когда это делает мать) держит ребенка на животе или на коленях.

Круг упражнений по развитию навыков владения телом, координации движений, чувства равновесия и умения сидеть достаточно широк, и они могут быть индивидуализированы и построены в виде интересных игр.

Следующим этапом реабилитации является обучение детей умению ползать. Многие дети начинают самостоятельно передвигаться, сначала ползая на животе, и только после этого встают на четвереньки или перемещаются сидя на ягодицах. Однако ряд детей как бы перескакивают через этот этап двигательного развития. Минуя ползание, они после того, как овладевают умением хорошо сидеть, начинают вставать и ходить. Последовательность освоения этих навыков зависит от ряда причин, однако основную роль здесь играют подготовительная работа с ребенком и особенности условий его воспитания.

Ползать на животе обычно учат следующими способами: перед ребенком кладут игрушку и побуждают малыша дотянуться, достать ее руками. Если малыш не в состоянии подтянуть вперед ногу, чтобы ползти, ему помогают, приподнимая ногу. Ребенку, страдающему детским церебральным параличом, напротив, не всегда целесообразно подставлять опору для стоп, так как этот прием может вызвать нежелательное напряжение мышц и рефлекторное выпрямление ног.

В том случае, когда обучение ползанию дается с трудом, рекомендуется предварительная подготовка ребенка к этому двигательному навыку. С этой целью малыша «катают» на колене, обучая его перемещать тело из одной стороны в другую. Это должно происходить «незаметно» для ребенка. Такого рода упражнения можно разнообразить: положив малыша на большой мяч или валик, его тело раскачивают вперед и назад, заставляя держать руки вытянутыми вниз и выпрямленными в локтевых суставах. Аналогичное упражнение можно проводить, уложив ребенка на вытянутую ногу сидящего на полу взрослого и побуждая его ползти вперед, поочередно отрывая от пола то одну руку, то другую.

Страницы: 1 2 3 4 5


Популярные статьи:

Конформизм как вид социального поведения
Конформизм означает полную солидарность личности с общественными целями и с социально одобряемыми средствами их достижения. Этот тип личностного поведения противоположен девиантному. Он основан на зависимости человека от господствующих ста ...

Анализ современного состояния репродукции населения как социально-медицинского феномена. Основные социально-медицинские основы репродуктивного поведения
Прежде чем понять сущность планирования семьи следует рассмотреть понятие репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение. Согласно определению ВОЗ в широком смысле репродуктивное здоровье - это способность людей к зачатию и рождению де ...

Выводы
Интерпретация результатов позволила выявить систему социальных установок, присущих представителям различных поколений. Представители практически всех поколений идеализируют образ себя в старости. Отмечено несоответствие, а иногда и ортогон ...