Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей
Страница 1

Информация » Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей » Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей

В рамках микросоциума школьник получает весьма многообразный и противоречивый опыт жизни, становится свидетелем и участником отношений и событий, имеющих зачастую асоциальный и антисоциальный характер. Поэтому наличие воспитательного пространства играет весьма существенную роль в том, чем определяется позиция школьника как объекта социализации. Воспитательное пространство в той или иной мере создает условия для того, чтобы как объект социализации школьник более или менее успешно осваивал позитивные нормы и ценности семейной жизни, социального и поло-ролевого поведения, умения и установки межличностного взаимодействия и т.д. Как свидетельствует практика, в тех микросоциумах, в которых воспитательное пространство не создано, значительна вероятность усвоения школьниками асоциальных и антисоциальных нормативно-ценностных систем и поведенческих сценариев.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в социуме, с одной стороны, а с другой – способность обособляться, то есть в определенной мере противостоять социуму, а точнее – тем жизненным коллизиям, которые мешают его развитию, самореализации, самоутверждению.

Общеизвестен факт, что самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе является семья.

Изучению семьи как важнейшему институту социализации и воспитания посвящено довольно много исследований. Среди них: фундаментальные труды А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, адресующие читателя к теоретическим аспектам семейной проблематики, предпосылкам семейной социализации. Проблемы взаимодействия членов семьи между собой исследованы Ю.П. Азаровым, И.В. Бестужевым-Ладой, В.Л. Леви и др. Большое значение для разработки конкретных процессов и явлений семейной социализации имеют труды И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова и др.

Семья в условиях любых кризисов и социальных потрясений остается наиболее устойчивым в историческом контексте социальным институтом, выполняющим роль своего рода «организатора», приводящего в систему многочисленные формы взаимодействия личности и общества, упорядочивающего многоуровневые межличностные отношения в обществе. Ведь семья представляет собой объединение людей, основанное на браке и кровном родстве, связанное единством быта и взаимной ответственностью. И как социальный институт семья – носитель совокупности социальных норм, санкций, образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между ее членами, выполняющими за семейными пределами самые разнообразные социальные роли.

По своей природе семейный быт весьма консервативен. Однако в условиях смены нравственных идеалов и устоев общества развиваются его новые черты и функции. В целом социальные функции семьи всегда отражают как характер общественных потребностей в ее существовании как социального института, так и индивидуальные интересы членов семейной группы, специфику социально-территориальной общности.

– Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья».

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи.

Основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в поведении здорового ребёнка, выступает, прежде всего, несовершенство человеческих взаимоотношений первом в его жизни коллективе – в его семье.

Именно в семье ребенок получает опыт общения, понимания другого человека, его целей, стремлений, мотивов его действий и чувств. Если семья не прививает ребенку необходимые ему навыки, модели общения и поведения, не формирует моральных установок, то он сильно отстаёт в развитии. Причём отставание в области интеллекта при надлежащей организации обучения выравнивается, а вот в эмоциональной области ребёнок, не получивший соответствующих контактов в раннем возрасте, остаётся «слепым» на всю жизнь. Внешне он может быть весьма эмоционален: плачет, смеётся, кричит, причём не меньше, а больше, чем другие. Но это говорит скорее о возбудимости его центральной нервной системы, о её способностях, нежели о чувствах. Такому ребёнку чрезвычайно трудно ориентироваться в переживаниях других людей и понимать действия, связанные с этим переживанием. Ему трудно поставить себя на место другого и почувствовать чужую боль, обиду или радость. Для него представляет большое затруднение более тесное общение, установление настоящей душевной близости с другим человеком и как следствие этого – преобладание формального общения со сверстниками, слепое подражание им, полная ориентировка на внешние проявления в поведении людей.

Страницы: 1 2 3 4


Популярные статьи:

Жить в мире с миром
Законодательство и общественное устройство отражают в себе состояние производительных сил и производственных отношений в обществе. Страны с более высоким уровнем развитие производительных сил и производственных отношений, как отмечалось вы ...

Состояние демографических процессов в Труновском районе. Воспроизводство населения
Рисунок 3 - Коэффициент рождаемости населения Труновского района Таблица 8 Коэффициент рождаемости населения Труновского района (в расчете на 1000 человек)4 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 15,8 16,4 16,3 15,3 10,8 12,3 11,7 10,2 19 ...

Тайны государственной идеологии
Самое неизвестное населению важнейшее понятие – Государственная идеология . Неизвестное потому, что власть имущие веками тщательно скрывали его суть. Иногда прибегали к различным уловкам, стремясь его скрыть, типа «национальная идея», или ...