Посткризисный период развития Ливанской республики в 1990 гг.
Страница 3

Информация » Посткризисный период развития Ливанской республики в 1990 гг.

Исследование 1995 года отразило месячные расходы семьи из 5 человек при доходе 600 долларов (это черта бедности в Ливане): 36% от этой суммы уходило на продукты питания, 15% на покупку одежды, 4,5% на покупку медикаментов, 15% на школьные расходы трех детей из этой семьи (остальные расходы не были включены).

Социальная поляризация ливанского общества остается достаточно сильной. Как любой стране, восстанавливающей свою экономику и социальную сферу, Ливану невозможно избежать подобных социальных проблем.

Тем не менее, заслугой правительства Харири остается то, что несмотря на свои «амбициозные планы» превращения Ливана в передовую экономически развитую страну, в программе реконструкции и развития страны ведущие позиции наравне с экономическими секторами занимает решение вопросов социальной политики.

В этом большую роль должен был играть, по замыслу Р. Харири, Совет по Реконструкции и Развитию Ливана (СРР). Он был создан в 1977 году, в самом начале длительного кризиса. Являясь общественной организацией, СРР частично заменил Министерство планирования, взяв на себя функции управления деятельностью по восстановлению ливанской экономики и общества. Полномочия СРР были огромны, а механизмы принятия решений упрощались и позволяли избегать в работе излишней бюрократической рутины.

В основные задачи Совета входили: подготовка общих планов и программ развития и реконструкции Ливана, а также поиск возможных иностранных инвесторов для реализации этих целей. В пределах компетенции СРР были реорганизация государственных структур управления, восстановление и реконструкция инфраструктуры, подписание контрактов и соглашений о финансировании восстановительных программ. Однако осуществление всех проектов было возможно только после одобрения их правительством Ливана.

На время войны СРР оставался одним из самых могущественных органов общегосударственного значения, функционировавших в Ливане в этот период. Принимая же во внимание многолетний кризис законодательной и исполнительной власти в стране, совпавший с периодом межрелигиозных конфликтов, вмешательства со стороны Сирии и израильской агрессии, СРР, сконцентрировавший большие финансовые и экономические полномочия, стал играть определяющую роль в посткризисный период в восстановлении и дальнейшем развитии Ливана.

Разработанный Советом генеральный план восстановления («Горизонт 2000»), требующий на свое воплощение 18 млрд. долларов, включает большое число проектов, относящихся к развитию всех сфер жизни ливанского общества – производственного сектора, инфраструктуры, социального сектора. Все эти программы и проекты напрямую связаны с министерствами и другими правительственными структурами. Именно они осуществляют выполнение всех проектов СРР. Совет же, являясь автором проекта, занимается поиском инвесторов, осуществляет контроль за его выполнением и отчитывается о расходах перед инвесторами.

Среди иностранных инвесторов, участвовавших в проектах СРР можно назвать Всемирный банк, Арабский Фонд экономического и социального развития, Европейское сообщество, а также ряд организаций высокоразвитых стран (Япония, Франция, Канада).

С 1992 года, помимо финансовой помощи, Совету министерствами и соответствующими службами оказывается и техническая помощь как в организации эффективной работы структур самого СРР, так и в выполнении его проектов. Большая техническая помощь по компьютеризации и общей технической реорганизации в министерствах поступила со стороны Европейского сообщества. В разработке проектов также участвуют иностранные консультанты.

В самом СРР создан Отдел управления Программой, осуществляющий посредническую и координирующую деятельность между министерствами и службами, работающими над реализацией проектов. Этот отдел также выполняет роль справочной и информационной службы.

Однако политика руководства страны основывается не столько на ориентации на иностранную помощь, сколько на поиске собственных ресурсов как финансовых, так и человеческих. Правительство рассчитывает на поддержку ливанцев, эмигрировавших в период кри-зиса, на молодых специалистов и бизнесменов, имеющих ливанские корни, на связи с богатой диаспорой. Для этого создаются специальные программы по привлечению эмиграции к работе по восстановлению и реконструкции страны.

Например, в Ливане с 1997 года действует программа TOKTEN (TransferofKnow-howThroughExpatriateNations – «Передача знаний через нации экспатриантов»), учредителями которой являются ООН, ЮНЕСКО, Центр Ливанских Исследований, Совет по реконструкции и развитию. Эта программа, действующая во всем мире, выявляет и мобилизует эмигрантов, выходцев из Ливана. Их представители, достигшие профессионального успеха, могут проводить различные консультации и разрабатывать краткосрочные проекты в Ливане под эгидой ООН.

Как указывалось выше, кризис в Ливане спровоцировал отъезд из страны большого числа специалистов. «Утечка умов» происходила и среди студентов, которые, уезжая на стажировку за границу, не возвращались в Ливан. Нуждаясь в квалифицированных кадрах, руководство страны отдает предпочтение в найме на работу бывшим эмигрантам, выходцам из Ливана.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Популярные статьи:

Мировой демографический гигант Индия
Взять к примеру мировой демографический гигант Индию, которая начала свои экономические реформы десять лет назад. При умеренном темпе реформ, несмотря на менее потрясающий эффект на первом этапе, в настоящий момент Индия cовершает историче ...

Реформирование пенсионной системы в РФ
Пенсионная система РФ претерпевает в настоящее время существенные изменения. От пенсионной системы, сформированной на исключительно распределительных принципах, происходит переход к пенсионной системе, построенной на страховых принципах и ...

Концепция развития страны
Хотим мы или не очень, но при попустительстве КПСС (не могла выдвинуть никакой альтернативы рынку) в стране сейчас работают два сектора экономики - капиталистический и госсекторный. Оба сектора низкоэффективные. Страна потеряла все виды не ...