Проблемы организации социального обслуживания сельского населения в современной России
Страница 3

Информация » Организация социального обслуживания сельского населения муниципального района » Проблемы организации социального обслуживания сельского населения в современной России

На начало 2005 года в Российской Федерации насчитывалось около 3 тыс. учреждений социального обслуживания, а также свыше 16 тыс. различных подразделений в структуре центров социального обслуживания или органов социальной защиты населения, предоставляющих социальные услуги пожилым людям. Социальные услуги в 2005 году были оказаны более 14 млн. пожилых людей (46,5 процента общего числа граждан пожилого возраста). Основная часть пожилых людей получала услуги, продолжая жить в привычных домашних условиях, более 200 тыс. человек - в стационарных учреждениях.

Вместе с тем в целом по России около 5 млн. граждан старшего возраста, относясь к категории одиноких или одиноко проживающих, могут нуждаться в социально-бытовых и других услугах. Из них 1,5 млн. человек нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, в том числе около 300 тыс. человек - в социально-медицинских услугах на дому. Сохраняется очередность на получение мест в домах-интернатах (около 12,7 тысяч человек), потребность пожилых людей в социально-медицинских услугах, оказываемых на дому, удовлетворяется лишь на 77 процентов.

В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг. В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей требуется создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей [31, с.23]. Опыт решения данной проблемы будет излагаться в третьей главе.

Положение пожилых людей нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач.

Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают центры социального обслуживания. Практический опыт и специально проведенные исследования позволяют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей: подчас неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимыми от чужих, посторонних людей; явные рентные установки, стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанностей; недовольство и неудовлетворенность своими жизненными условиями переносится на социальных работников, с которыми непосредственно общаются; социальный работник воспринимается как объект, который несет ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние.

Конечно, основная часть населения старших возрастов, с которыми ведется социальная работа в различных ее видах, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередким является и недоброжелательное отношение, подозрительность, недовольство оказываемыми услугами. Иногда прибегают и к чрезмерному восхищению, восхвалению социального работника, чтобы добиться от него тех услуг, которые не входят в перечень выполняемых обязанностей. Работа со старыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжелых во всех отношениях: велико разочарование лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы его избежать, необходимы высокая профессиональная подготовка, понимание и знание психологических особенностей пожилого и старческого возраста. Социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Социальные работники должны быть подготовлены к тому, чтобы быть терпеливыми и заботливыми к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку. Нельзя воспринимать старого человека изолированно, вне его жизненного пути. Напротив, то, что он представляет собой сейчас, есть отражение многоаспектного и многослойного становления личности. Биография каждого старого человека представляет собой отражение удавшейся или неудавшейся судьбы, возможно, разломанной или порушенной жизни. Самое главное - каждый старый человек есть личность и как личность имеет самоценное значение. Личность - сердцевина человеческого бытия, его чувств, переживаний и действий. Личность определяет и поведение человека в процессе старения. Каждый человек уникален в своем «Я» и никак не может быть подменен другим человеком, и в таком виде иного человека не существует. В настоящее время система социального обслуживания не отвечает в полном объеме основной цели социальной политики государства – повышению качества жизни населения до уровня не ниже нормативного.

Существующая система социального обслуживания остро нуждается в негосударственной составляющей, в развитии конкурентной среды, в притоке предприимчивых людей, что возможно при внедрении государственных и муниципальных заказов на социальные услуги. Социальному инвестированию бизнеса необходимо программное обеспечение. Одним из основных направлений деятельности Республиканской программы «Социально-экономического развития Республики Татарстан на период 2010 года» в области социального обслуживания населения является создание условий для привлечения социально ответственного бизнеса к решению социальных проблем общества. Отсутствие механизмов правового, экономического, политического характера сдерживает участие социального бизнеса в мероприятиях социальной защиты, которое ограничивается в основном рамками благотворительной деятельности. Отсутствие стандартов в области социального защиты (в том числе стандартов социального обслуживания и кадрового обеспечения) не позволяют осуществлять контроль за деятельностью негосударственных организаций и предприятий, а также частных лиц, деятельность, которых направлена на предоставление социальных услуг, внедрить государственный заказ на объем предоставления социальных услуг. В современных экономических условиях важным принципом деятельности системы социального обслуживания должна стать демонополизация, активное привлечение негосударственных организаций и физических лиц в сферу оказания социальных услуг и социальной помощи, внедрение механизмов рыночных отношений между государством, его бюджетом и учреждениями социальной сферы независимо от их форм собственности. Одним из механизмов демонополизации является внедрение социального заказа – размещение государственного и муниципальных заказов на предоставление социальных услуг на конкурсной основе, финансирование социального обслуживания в негосударственных учреждениях через заключение контрактов на возмездное оказание услуг, поддержка социально значимых проектов через предоставление грантов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Популярные статьи:

Предпосылки формирования профсоюзного движения
В середине XVIII века начинается промышленный переворот в странах Западной Европы. Одно за другим появляются открытия и изобретения, совершившие революцию в технике, то есть в способах обработки сырья. Основные этапы данной революции: меха ...

Вывод
Социология не только описывает социальную жизнь, её проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиции гуманизма, общечеловеческих ценностей. Обогащение и совершенствование выступают не как самоцель, а как нео ...

Ценностные ориентации и образ жизни
Средний класс является главным хранителем и выразителем индивидуалистской духовно-нравственной традиции при положительном отношении к ценностям добровольного коллективизма. Без среднего класса невозможно культурно осознанное восприятие иде ...