Социальная роль личностиСтраница 3
Ролевые взаимозависимости индивидов создают, по утверждению известного немецкого социолога Н. Лумана, специфические «сети отношений»[1,с.265], в которых индивиды, выполняющие свои социальные роли, действуют с оглядкой на другие роли. Любой авторитет, считает он, основывается на ролевых связках. Он ограничен и уравновешен тем, кем может быть и чего может достичь носитель авторитета в других взаимодействиях. Именно взаимность, симметричность различных ролей придает системе интеракций (взаимодействий) собственный специфический смысл, создавая условия для возникновения партнерства.
В реализации идеи партнерства, как установил американский социолог И. Гоффман, возникает различие между содержанием роли и ролевым исполнением. Роль определяет, как человек будет (должен) себя вести, если станет соблюдать в определенной ситуации определенные правила. А исполнение роли - это «реальное поведение человека в определенной ситуации»[1,с.266], которое может отличаться, порой существенно, от предписанной роли. Мы часто выходим за рамки роли или играем ее не полностью. Более того, мы иногда выполняем наши роли неубедительно, некомпетентно и даже вызывающе, выходя за рамки жизненного «сценария». Роли в жизни, согласно И. Гоффману, бывают сценическими и закулисными. Официанты в ресторане, например, играют сценические роли перед посетителями, но более расслабленно и естественно ведут себя на кухне, где их видят только повара и другие официанты. Профессор ведет себя по-разному, болтая со студентами в холле или выступая перед ними с лекцией в аудитории.
Как бы то ни было, человек ни в коем случае не должен пренебрегать исполнением своей роли, ибо такое пренебрежение в реальной жизни способно привести к утрате друзей, работы, семьи и даже свободы.
Социальные по своему происхождению и характеру требования роли становятся структурными компонентами человеческой личности в процессе ее социализации и интериоризации (глубокого внутреннего усвоения) ею норм и правил, характеризующих содержание и сущность данной социальной роли. Интериоризировать определенную роль, интегрировать ее в свой поведенческий блок, - значит придать ей собственную, индивидуальную окраску, оценить и выработать определенное отношение к социальной позиции (статусу), формирующей соответствующую социальную роль. В ходе интериоризации роли личностью социально выработанные нормы воплощаются в ее поведении, проходя сквозь призму личностных установок, убеждений, принципов, идеалов. Именно через социальную роль, через усвоение и воплощение в своих поступках, в своей деятельности правил и норм, индивид включается в свойственную обществу социодинамику культуры. Поэтому, если статус характеризует включенность личности в социальную структуру общества, то социальная роль воплощает в себе скорее включенность личности в культуру, меру индивидуального культурного развития данного человека.
В нормативной структуре социальной роли могут быть выделены четыре основных элемента:
1) описание того типа поведения, которое требуется социальным окружением от лица в данной роли;
2) ожидания, предписания, требования, которые предъявляются окружающими данному лицу в связи с подобным поведением;
3) оценка окружающими людьми случаев хорошего, плохого выполнения данной роли или ее невыполнения;
Популярные статьи:
Современные социокультурные концепции
Российский культуролог и филолог Э.А.Орлова разделяла культуру на функциональные блоки и прослеживала каналы трансляции социально значимой информации между обыденной и специализированной культурами. Целесообразность деления культуры на обы ...
Анализ влиянияинформированности
о ВИЧ - инфекции на поведенческую культуру подростков (по результатам конкретного
социологического исследования школьников 6-10-х классов гимназии №40
Октябрьского р
Проведенный теоретический анализ позволил сформировать основу для проведения эмпирического социологического исследования. Объектом данного исследования является поведенческая культура подростков 6-10-х классов, гимназии №40 Октябрьского ра ...
Коммуникационные каналы
в малых группах
Коммуникационные каналы - это физическое перемещение информации от одного сотрудника предприятия к другому или от одного подразделения к другому. Преобразование информации (бухгалтерская проводка) не рассматривается в качестве информационн ...