Проблема представлений о семейных роляхСтраница 2
Рассогласование семейных ценностей – одна из причин семейной дисгармонии супругов. Это рассогласование проявляется в том, что партнеры критикуют друг друга за излишнее внимание к тем или иным сторонам семейной деятельности, пренебрежение к другим, по их мнению, более важным. Дисгармония семейных ценностей является следствием различий в образовании и воспитании. Семейные ценности формируются под влиянием родительской семьи и являются довольно стойкими установками. Личность стремиться построить уклад собственной семьи в соответствии с этими установками. [23;с.56]
Следовательно, детерминантами проблем в будущем могут быть модели поведения молодых людей, взятые из родительской семьи. В результате наблюдений нескольких тысяч супружеских пар Сипова [23] делает следующие выводы. Ребенок учится у родителя того же пола роли, которая в дальнейшем сохраняется. Образ родителя противоположного пола оказывает существенное влияние на выбор партнера по супружеству. Если роль родителя противоположного пола в семье положительна, выбор подобного ему брачного партнера создает предпосылки к супружеской гармонии. Если же родитель противоположного пола играет в семье недостойную роль и ребенок не может ее принять, то партнер с подобными характеристиками становится источником негативных реакций. В этом случае, став взрослым, он ищет себе партнера с другими характеристиками. Однако такой выбор является источником внутреннего конфликта, даже если человек делает, по его мнению, правильный выбор, он все же чувствует, что с некоторыми особенностями партнера он не может примериться.
Модель родительской семьи определяет в главных чертах модель семьи, которую создают впоследствии их дети. Вероятность гармонического союза тем выше, чем ближе модели семьи, из которых происходят супруги.
Сравнительное исследование Терман в благополучных и конфликтных супружеских парах подтвердили, что на уравновешенность отношений существенное влияние оказывают благоприятная модель брака родителей, хорошее отношение отца к матери, счастливое детство [23].
Не малое влияние на всю последующую жизнь человека, отмечает Рональд У. Ричардсон в работе «Силы семейных уз», порядок рождения и ролевая позиция ребенка в родной семье.[36]
Фрейд был первым из психиатров, заметивших, что „позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение во всей его последующей жизни". Старшие в семье дети обладают некоторыми общими характеристиками: ориентация на достижение, качества лидера. Другим ролевым позициям также присущи свои отличительные признаки.[51]
Интересным представляется анализ, как комбинация ролевых и порядковых позиций влияет на отношения супругов. При прочих равных условиях, некоторые пары уживаются лучше других только потому, что их ролевые позиции удачно дополняют друг друга. Хорошее взаимодополнение обычно означает воспроизведение одних и тех же условий в отношении возрастов и ролей, к которым каждый привык в своей родной семье. Поскольку большая часть основных представлений о жизни зависит от занимаемого места среди братьев и сестер, то и в последующей жизни человек испытывает наименьшие трудности, когда это место сохраняется и во взрослых отношениях в той или иной форме [36].
Характеристики, детерминированные различным положением в порядке рождений, построены на исследованиях и публикациях многих известных психологов Уолтера Тоумена, Луцилла К. Форера и Альфреда Адлера, Рональда У. Ричардсона.[51;53- с.78-85].
Подводя итоги можно сделать выводы, что:
– психологическими механизмами формирования семейных ролей являются: процесс идентификации ребенка с родителями, социальные подкрепления, осознание социальной роли и социальные ожидания относительно половых ролей;
– для успешного выполнения семейных функций важно соответствие представлений о семейных ролях каждого супруга и личных установок относительно семейной жизни;
– согласование ролей в семье зависит от выбора партнера по браку, порядка рождения, а так же модели семьи, в которой вырос каждый из супругов.
Популярные статьи:
Задачи и цели исследования. Гипотеза
Задачи: 1. Раскрыть зависимость качества образования от наличия работы по совместительству у профессорско-преподавательского состава: позитивные и негативные аспекты. 2. Определить приемлемый уровень заработной платы преподавателя для того ...
Функции социологии
Общественное предназначение и роль социологии в современном обществе определяется, прежде всего, функциями, которые она выполняет. В самом общем виде функции социологии можно разделить на теоретико-познавательную, практическую (прикладную) ...
Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии
1. Принцип верификации и основные виды его реализации Верификация (от лат. verus – искать, facio – делаю, т.е. доказательство, подтверждение) – это процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. ...