СМИ как агент социализации в современном обществе
СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей, побуждая их к достижению тех или иных целей. В периоды эволюционного развития структура и функции СМИ, как правило, вносят вклад в устойчивое функционирование общества в целом. Однако в переходную эпоху развития общества отдельные структуры СМИ обретают иные темпы жизни, они могут развиваться вне софункционирования друг с другом и обществом в целом, что проявляется в выражении идей и интересов, иногда далеких от общественных потребностей. Все, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ, - считает немецкий социолог Н. Луман. - С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют. Социологическое изучение СМИ современной России является актуальной задачей в силу ряда обстоятельств: усложняется сама динамика развития СМИ, они стали частью повседневной жизни миллионов россиян, определяя их взгляды и мнения; СМИ являются одним из важнейших агентов социализации, определяющим характер взаимодействия людей с социальной и культурной средой; СМИ утрачивают однородность в смысле производства единого, общего для всех знания. С началом кардинальной трансформации российского общества в конце прошлого столетия СМИ становятся важным фактором в процессе реформирования других социальных институтов, формирования новых демократических, экономических и межгрупповых отношений; принципиально новым в развитии СМИ становится нелинейность процессов, происходящих в них, что неизбежно приводит к тому, что одни СМИ сумели адаптироваться к современным российским реформам, в то время как другие оказались столь не адаптивны, что, в конце концов, стали распадаться, иногда бесследно исчезая. В работах классиков социологии конца XIX - начала XX вв., таких как Э. Дюркгейм, М. Вебер, А. Шютц, проблематика СМИ как социального фактора специально не поднимается или рассматривается опосредовано. Однако произведения этих социологов, несомненно, имеют большое методологическое значение для понимания характера и природы современных СМИ, их социального фрейма, функций и дисфункций. Так, социологизм Э. Дюркгейма позволяет исследовать СМИ как особые материальные и духовные факты, способствующие воспроизводству или, наоборот, разрушению социальной солидарности. А исследования этого социолога, посвященные динамике коллективных представлений могут быть применены для анализа российского общества, находящегося в транзитивном состоянии.
- Понятие социализации
- Агенты и условия социализации
- СМИ как агент социализации
- СМИ и молодежные субкультуры
- Негативное влияние СМИ на молодежь
- Информационный терроризм
- Информационная экология
- Заключение
Популярные статьи:
Коррупция как социальный феномен.
Характеристика коррупции как социального явления
Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Его по разному трактуют социологи и специалисты по управлению, экономисты и юристы. Социологи могут утверждать, что коррупция – ...
Анализ демографической ситуации в РБ. Анализ динамики численности и
структуры населения РБ
Республика Бурятия относилась к числу российских регионов с одновременной многолетней естественной убылью населения, начавшейся в 1987 г. и продолжающейся до сегодняшнего дня. По численности населения к началу 2007 г. республика занимала 5 ...
Возможности измерения социальных норм
Социальная норма как механизм оценки и регуляции поведения индивидов, групп и социальных общностей является одним из ключевых понятий социологии. Не случайно великие теоретики социологической мысли обращались к этому понятию, делая его осн ...