Современый этап развития системы российского образования
Для современного этапа развития российской системы образования характерно развитие интеграционных процессов в образовании на всех уровнях интеграции с отражением социально-культурных особенностей России. В современной России содержание образования определяется той целевой установкой, которая заложена в Законе Российской Федерации «Об образовании» (11).
«Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
Содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; интеграцию личности и национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированное в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений»(8, 11, 13).
Различают содержание общего и профессионального образования. Содержание общего образования
способствует формированию общей культуры личности. Содержание профессионального образования
даёт человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности.
Принципы,
на которые принято ориентироваться при отборе содержания общего образования:
принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, принцип единой содержательной и процессуальной сторон обучения, принцип структурного единства содержания образования, принцип гуманизации и фундаментализации содержания общего образования
Изложенные принципы, предъявляемые к содержанию образования в школе, обеспечивают всесторонний учёт потребностей общества в подготовке образованных и гармонично развитых граждан. В педагогической науке разработана система критериев отбора
содержания образования, изучаемого в школе (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):
· целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирования её базовой культуры;
· научная и практическая значимость содержания образовательного материала, включаемого в учебные предметы и общественную практику;
· соответствие сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;
· соответствие объёма содержания материала имеющемуся времени на его изучение;
· учёт международного опыта построения содержания общего среднего образования;
· соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы(18, 21, 22).
Цели и задачи школьного образования определяют его содержание: солидные базовые знания по родному языку и литературе, математике, естественным наукам, двум и более иностранным языкам, гражданское образование.
Исследование интеграционных процессов показало, что эти процессы обусловлены, прежде всего, экономической и политической интеграцией стран. Интеграционные процессы в образовании становятся движущей силой общественного развития, имея свои закономерности: зависимость интенсивности интеграционных процессов от развития образовательной политики; вовлечение в интеграционные процессы не только субъектов системы образования, но и общественности; создание образовательной среды, открытой к межкультурному взаимодействию.
Интеграция в европейском образовании происходит на нескольких уровнях:
— ценностном;
— программном (содержательном);
— технологическом (методическом)(1, 4, 19).
Итак,
основной вывод, отражающих влияние направляемых изменений на процесс школьного обучения заключается в том, что указанные изменения реально делают процесс обучения открытым, т. е. усиливают проявления в традиционном «классно-урочном» дидактическом отношении влияние факторов самого информационного общества, что превращает процесс обучения в образовательный процесс.
Популярные статьи:
Медицинская реабилитация детей с нарушениями в развитии
В системе здравоохранения комплексную медицинскую и психолого-педагогическую помощь дети с различными проблемами в развитии могут получать: 1. в амбулаторно-поликлинических условиях (в поликлиниках по месту жительства, в поликлиниках восст ...
Влияние самооценки на
социальный статус личности
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в зна ...
Удовлетворённость браком молодых супругов
Семья – это динамическое образование, в ходе существования которого выделяются качественно различные периоды. Функции и структура семьи значительно изменяются в процессе развития семьи, в ходе прохождения различных стадий её жизнедеятельно ...