Общественные изменения и новые социальные нормы. Общественные изменения

Информация » Социальные нормы и отклонения » Общественные изменения и новые социальные нормы. Общественные изменения

Даже беглый взгляд на общество и на отдельные его составляющие позволяет понять, что в социальной сфере нет неизменных объектов и субъектов. Изменяются культурные комплексы, состав групп, взаимоотношения между людьми. Это в свою очередь влияет на изменения общества, его политики, образа жизни людей.

Изучая изменения, происходящие в обществе, их обычно разделяют на социальные - изменения в социальной структуре и социальных взаимосвязях в обществе и культурные - изменения в культуре общества.

Социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост образовательного уровня, уменьшение информированности, изменение окружения личности при переезде из деревни в город, изменение взаимоотношений между рабочими и администрацией, когда на предприятии происходит реорганизация, и т.д. и т.п.

Культурные изменения могут включать в себя изобретение и популяризацию автомобиля, появление новых слов в нашем языке, изменение норм правильного поведения и морали, новые формы искусства, музыки и т.д. Часто культурные изменения одновременно являются и социальными. Например, изменение норм морали может привести к изменению взаимоотношений между социальными общностями и наоборот. Практически все важные изменения имеют как культурный, так и социальный аспекты, а потому к ним применяется термин "социокультурные изменения".

Виды социальных изменений:

Открытие - это разделяемое многими людьми восприятие аспекта реальности, ранее неизвестного. Открытие добавляет новую черту в запасы знаний, проверенных людьми, воспринятых ими. Оно всегда добавляет нечто новое к культуре, потому что, хотя открываемый аспект всегда существовал, он становится частью культуры только после его открытия.

Открытие превращается в фактор социального изменения лишь тогда, когда оно может быть использовано, когда оно стало частью общества или человеческих отношений. Когда новое знание используется для развития технологии, практически всегда появляются изменения в целом.

Изобретение. Изобретение часто определяют как новую комбинацию или новое использование существующего знания.

Изобретения могут быть разделены на два типа: материальные (такие, как телефон или самолет) и социальные (например: алфавит, конституционное правительство, выборная демократия). В каждом случае создается комбинация хорошо известных элементов. Изобретение является постоянным процессом, когда каждое новое изобретение становится последним в ряду предыдущих.

Диффузия. Даже самое изобретательное общество может изобрести только простейшие формы изменений. Чаще же всего социальные изменения в обществах развиваются через диффузию - распространение культурных черт и образцов от группы к группе и их внедрение. Диффузия действует как внутри обществ, так и между ними. Частушки как вид фольклора возникли у татар, а затем проникли в русскую среду. Методы научного управления, разработанные американской школой Ф. Тейлора, были внедрены в других обществах.

Диффузия возможна только в тех обществах, которые вступают друг с другом в тесный контакт. Очень часто группы намеренно увеличивают число контактов, чтобы усилить диффузию (например, в случае обучения менеджеров с посылкой обучаемых в США, Германию и другие развитые страны). Но иногда общество или группа стремится избежать диффузии и снижает число контактов (например, когда хотят избежать влияния нежелательной идеологии). Отсюда следует вывод, что диффузия является селективным действием. Группа принимает некоторые культурные черты и отвергает другие.

Однако, не все предлагаемые инновации принимаются обществом. Некоторые могут приниматься немедленно, некоторые - спустя длительное время.

При этом нет социальных изменений, которые проходили бы бесследно для существующей культуры.

Даже те инновации, которые просто присоединяются к культурным образцам, отнимают у членов общества некоторое время и отвлекают их интересы от других элементов культуры.

Однако большинство инноваций создают эффект гораздо более сильный, разрушая старые или создавая новые культурные образцы, новые виды социальных отношений.

Многие технические новшества, как, например, радио, телевидение, автомобиль, породили целые культуры.


Популярные статьи:

Анкета социологического исследования
Уважаемый абитуриент! Студенческая социологическая молодежная организация (СМО) УГСХА просит Вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом с целью выяснения мнений по проблеме экология в современном мире в Вашем учреждение ...

Социология и правовые науки
Правовыми науками тоже накоплен богатый опыт использования социологических данных при изучении властных отношений, процессов функционирования правовой культуры. Статистические методы в сочетании с субъективной информацией дают возможность ...

Описание хода исследования
Исследовательская часть нашей работы представлена 2-мя направлениями (этапами): Почему тогда начало с 4 пункта?? 4) Собственно исследовательская часть представлена социологическим исследованием, направленным на выявление необходимости внед ...