Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей

Информация » Искусство профессионального общения социолога » Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаи-модействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.

Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты.

· Философы изучают место общения в жизни человека и общества, роль общения в развитии человека.

· Социологи исследует формы общения внутри различных социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные социальными причинами.

· Психологи рассматривают общение как форму деятельности и поведения человека, рассматривают индивидуальные психотипические особенности общения, а также место общения в структуре индивидуального сознания.

· Культурологи устанавливают взаимосвязи между типами культур и формами общения.

· Лингвисты исследуют языковую и речевую природу социального и межличностного общения.

Социальная природа общения. Социальность человеческого общения проявляется в его следующих качествах:

историческая связь актов общения друг с другом;

способность общения быть выразителем общественного сознания;

способность общения формировать и использовать культуру.

Общение как деятельность регулируется мотивами и целями. Мотив представляет собой причину, побуждающую человека к определенной деятельности. Общим мотивом речевой деятельности является необходимость установления информационного и эмоционального контакта с другими людьми. Цели речевой деятельности включают поддержание социальных и личных взаимоотношений, организацию труда, быта и досуга человека.

Как и всякая другая деятельность, речевая деятельность имеет иерархическую структуру, включающую ведущий и фоновый уровни. Ведущий уровень составляется основными действиями, направляющими всю деятельность к реализации цели, фоновый уровень включает дополнительные действия, обеспечивающие выполнение основных. Действия фонового уровня чаще всего характеризуются автоматизмом. В общении ведущие действия состоят в формировании и восприятии содержательной стороны высказываний, а фоновыми является психические операции озвучивания и восприятия высказываний. Речевая деятельность на родном языке в нормальном случае характеризуется очень высокой степенью автоматизма.

В структуру деятельности также входят образ результата и регуляция промежуточных этапов деятельности. Образ результата представляет собой психическую модель реализованной цели деятельности, регуляция предполагает сознательный контроль выполнения отдельных действий и их соответствия конечной цели деятельности.

Общение как поведение представляет собой избранный личностью тип организации речевого взаимодействия с окружающими, соответствующий мировоззрению и психическим особенностям личности. К речевому поведению относятся следующие феномены:

· подражание (сознательное и неосознанное) речи других людей;

· эмоциональное "заражение";

· подчинение индивидуального поведения групповым нормам и ролевым предписаниям или нарушение этих норм;

· лидерство в общении или склонность к пассивному участию в общении.

Межличностное взаимодействие в общении характеризуется как объективными данными, свидетельствующими о влиянии отношений собеседников на характер общения и речевых действий на развитие этих отношений, так и субъективным восприятием участниками общения речевых действий друг друга.


Популярные статьи:

Что происходит сейчас, в наше время? Кто наиболее подвержен наркомании по статистике?
Так называемые «высшие» слои общества – богатые, обеспеченные люди, которые исчерпали все свои возможности по наполнению желаний. Грубо говоря, у них есть все, чего они могли бы желать, а ощущения наполненности как не было, так и нет. Друг ...

Особенности понятия "собственник"
Понятие СОБСТВЕННИК в отличие от всех принятых во всем мире понятий, обозначающих на сегодня персоны - юридические лица, обладающие большими правами, несущие «колоссальную ответственность», выполняющие важнейшие функции - начальник, руково ...

Функционализм
Функциональные взаимосвязи были известны давно, они более или менее тщательно рассматривались многими предшественниками социологии и первыми социологами. К ранним функционалистам обычно относят Э. Дюркгейма, основания для функционального м ...