Особенности социальной адаптации детей на примере Тарногского детского дома. Организация и проведение исследованияСтраница 4
Из таблицы 1 мы видим, что дезадаптация детей-сирот (неадекватность поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включен человек), хоть и находится в пределах нормы, но все же гораздо выше, чем у их сверстников, живущих в семьях. У детей-сирот так же выше уровень непринятия себя (расхождение между «Я – идеальным» и «Я – реальным» представлениями о себе), непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль. Как дети, живущие в семьях, так и дети-сироты ведомы. Уровень ухода от решения проблем у воспитанников превышает аналогичный показатель учащихся. В целом анализ данных показателей позволяет сделать вывод о том, что социальная адаптация воспитанников детского дома хоть и находится в пределах нормы, но немного ниже, чем у их сверстников, воспитывающихся в семьях.
Таким образом, чрезмерная опека и забота воспитателей лишает детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовать себя, планировать свое поведение. Как показали исследования, проведенные в Тарногском детском доме, это далеко не так.
У воспитанников твердый режим дня, постоянные указания взрослых, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей – все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к «пошаговому выполнению чужих указаний».
Ребенок, воспитывающийся в семье, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых (ремонтировать с отцом телевизор, готовить с мамой обед), учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации и контроля своей деятельности. В семье усвоение сложных элементов деятельности, развитие внутреннего планирования действий происходит не в ситуации специального обучения, а естественного включения в контекст привлекательных для ребенка видов деятельности.
То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогического коллектива.
Мы исследовали уровень социальной адаптации у мальчиков и девочек, воспитывающихся в Тарногском детском доме с целью выявления отклонений в психологическом состоянии, анализа и предотвращения проблем на начальном этапе их возникновения.
Таблица 2. Первичные показатели уровня социальной адаптации воспитанников Тарногского детского дома
Мальчики | ||||||||||||
Адаптация |
Дезадаптация |
Принятие себя |
Непринятие себя |
Принятие других |
Неприятие других |
Эмоциональный комфорт |
Эмоциональный дискомфорт |
Внутренний контроль |
Внешний контроль |
Доминирование |
Ведомость |
Уход от решения проблем |
68–170 |
68–170 |
22–52 |
14–35 |
12–30 |
14–35 |
14–35 |
14–35 |
26–25 |
18–45 |
6–15 |
10–25 |
10–25 |
106.2 |
90.2 |
32 |
16.7 |
20.5 |
18.8 |
24.2 |
18.3 |
39.7 |
25 |
8.8 |
17.5 |
17 |
Девочки | ||||||||||||
Адаптация |
Дезадаптация |
Принятие себя |
Непринятие себя |
Принятие других |
Неприятие других |
Эмоциональный комфорт |
Эмоциональный дискомфорт |
Внутренний контроль |
Внешний контроль |
Доминирование |
Ведомость |
Уход от решения проблем |
109.2 |
97.8 |
36 |
18.2 |
20 |
17 |
20.8 |
21.2 |
45.7 |
25.8 |
7.5 |
17.7 |
15.3 |
Популярные статьи:
Что происходит сейчас, в наше время? Кто наиболее подвержен наркомании по
статистике?
Так называемые «высшие» слои общества – богатые, обеспеченные люди, которые исчерпали все свои возможности по наполнению желаний. Грубо говоря, у них есть все, чего они могли бы желать, а ощущения наполненности как не было, так и нет. Друг ...
Экономическое развитие общества и основные типы потребления
Современные экономисты разработали концепцию типов потребления, т.е. стилей, или типов потребительского поведения людей. Стиль потребительского поведения постоянно менялся на протяжении истории общества, так как изменялись, во-первых, потр ...
Историческая типология культуры
Историческая типология культуры – это основание классификации культурной формы. Существует огромное количество оснований для классификации и в виду этого огромное количество различных типов культуры. Историческая типология выделяет три осн ...