Социализация воспитанников детского дома
Страница 1

Информация » Особенности социальной адаптации детей из детского дома » Социализация воспитанников детского дома

Психологически социальная адаптация выступает как единство аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление ей») и ассимиляции (уподобление себе, преобразование среды). Среда воздействует на личность, которая, избирательно воспринимает, перерабатывает и реагирует на эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность активно воздействуют на среду. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социализации личности, становится основой её поведения и деятельности [25].

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности [31].

Социализация – это процесс становления человека частью социальной общности, какой-либо группы людей, общности. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности.

Для человека социальные отношения являются той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие его от других обитателей Земли.

Существует два подхода сущности социализации, различающими представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так одни исследователи указывают, что содержания процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации.

Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступает не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценности в обществе, не только адаптируется к обществу, активно участвует в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. Социализируясь, человек реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.

Родившись, ребёнок сразу попадает в мир социальных отношений – мир отношений между людьми, где каждый человек играет много ролей: семьянина, друга, соседа, жителя города, деревни. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие контактов приводит к тому, что образ роли создаётся на основе противоречивой информации, получаемой ребёнком из различных источников. У воспитанников формируется представление о своей социальной роли как сироты.

В связи с трудностями социализации не решаются задачи адаптации.

Таким образом, результаты психологического обследования свидетельствуют о проблемах развития личности воспитанников детских домов во всех возрастных группах. Большие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении целеустремленности, что приводит к ослаблению «силы личности». В старшей возрастной группе проявляется в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.

Для ребёнка, который воспитывается вне семьи, агенты социализации (коллектив, сверстники, воспитатели детского дома). При этом должно происходить социальное самоопределение – выбор детьми-сиротами своей роли в социальных отношениях.

Очень важен процесс формирования представлений ребёнка о социальной роли. Такие представления у детей-сирот часто бывают искажены. Отсутствие нормальных для ребёнка контактов (семья, друзья, соседи) приводит к тому, что образ роли создаётся на основе противоречивой информации, получаемой ребёнком из разных источников. Чаще всего источником информации для ребёнка о социальных ролях являются средства массовой информации и мнение сверстников. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты.

Страницы: 1 2 3


Популярные статьи:

Эмпирическое исследование влияния семейных ролей на удовлетворенность браком
Цель исследования: Влияние ролевых ожиданий и личных установок супругов относительно семейной жизни на удовлетворенность браком. Предмет исследования: Удовлетворенность браком супругов, состоящих в браке. Гипотезы исследования: 1. Личные у ...

Производственные отношения.
Производственные отношения делятся на внутренние (хозяйства или объединения) и внешние(межхозяйственные, банковские, финансовые, кредитные, налоговые, таможенные, денежные, ценовые). Внешние для всех хозяйств, работающих на территории стра ...

Анкета
1. Как Вы считаете, данная проблема актуальна на сегодняшний день? да 001 нет 002 2. Если да, то почему? 3. Как вы относитесь к ? оно необходимо для хорошей работы в будущем 003 хорошо устроится на работу можно и без высшего образования 00 ...