Социальная адаптация и ее значение в социализации воспитанников детского дома. Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме
Страница 4

Информация » Особенности социальной адаптации детей из детского дома » Социальная адаптация и ее значение в социализации воспитанников детского дома. Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке [1].

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – образовательные учреждения, в которых содержаться (обучаются, воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке [1].

Социальный сирота – ребенок, родители которого лишены родительских прав или в силу каких-либо причин не в состоянии выполнить свои родительские функции.

Детский дом – это государственный социальный институт, призванный хоть в какой-то мере заменить ребёнку семью. Мы рассмотрим, какие социальные функции выполняет семья, и сможем определить, какие функции должен выполнять детский дом как социальный институт – «заменитель» семьи.

Социолог А.Г. Харчёв выделяет следующие социальные функции семьи [27]:

Ø репродуктивная – биологическое воспроизводство населения в общественном плане, удовлетворение потребности в детях в личностном плане;

Ø воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

Ø хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

Ø экономическая – поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

Ø первичный социальный контроль – ответственность и обязательства в отношении между супругами, родителями и детьми;

Ø духовное общение – развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение;

Ø социально-статусная – представление определённого социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры общества;

Ø досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

Ø эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки.

Если спроектировать эти функции семьи на детский дом, то, очевидно, что детский дом должен выполнять важнейшую функцию приобщения ребёнка к социальной жизни (то есть социально-адаптивную функцию) [28].

Детский дом для воспитанников – временное место пребывания, после окончания обучения ребята выпускаются в самостоятельную жизнь. От того, насколько сумеет подготовить детский дом выпускников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.

Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения [1].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Популярные статьи:

Характеристика определения «побуждение к действию»
Термин «побуждение» достаточно широко используется в психологии, но в основном как синоним понятия «мотив». Попытка обосновать выделение побуждения как самостоятельного психологического образования была сделана В.И. Селивановым [2], но, к ...

Миграция населения
Миграцией называют переселение или перемещение, обусловленное сменой места проживания. За исключением переездов внутри одного населенного пункта, или незначительного административного центра. Миграция населения явилась важнейшим событием в ...

Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в учреждении здравоохранения. Международные правовые акты и российское законодательство, регламентирующие права детей-инвалидов
К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ор ...