В исследовании использовались 32 биполярных шкалы-дескрипторова соответствующие разным вариантам межличностных отношений. В качестве объектов оценки, выражающих межпоколенные обобщения и стереотипы, было взято 8 понятий (ролевых позиций в терминах Дж. Келли), представленных следующими смысловыми блоками: «Я в настоящем», «Я в прошлом», «Я в будущем», «Идеальное Я». «Старшее поколение (как социальная группа)»; «Молодое поколение (как социальная группа)»; «Близкий молодой человек»; «Близкий пожилой человек».

Испытуемые, в роли которых были представители старшего поколения (110 человек), молодого поколения, работающих в органах социальной защиты (Комитет по социальной защите – 69 человек; Рубцовский дом-интернат – 58 человек, работники других домов-интернатов и территориальных центров – 56 человек), обоего пола, разного возраста и образования.

В женской выборке участвовали представители следующих возрастных категорий:

1) 45 лет;

2) 45-50 лет;

3) 50-55 лет;

4) 55-60 лет;

5) 75 лет.

В мужской выборке представлены следующие возрастные категории:

1) 45 лет;

2) 50-55 лет;

3) 55-60 лет;

4) 75 лет.

Респонденты оценивали по семибалльным шкалам (от – 3 до +3) степень того, насколько каждый данный дескриптор соответствует или может служить характеристикой каждому оцениваемому объекту (ролевой позиции).

Обработка данных включала суммирование индивидуальных протоколов в общегрупповую матрицу данных (8 объектов х 32 шкалы - характеристики межличностных отношений) с последующим применением факторного анализа методом главных компонент. Факторный анализ осуществлялся по программе из пакета прикладных статистических программ (в авторской программе Kelly, разработанной В.И. Похилько и Н.Н. Страховым).

Объект

данного исследования – категориальная структура обыденного сознания представителей различных поколений.

Предмет

– социальные установки по отношению к лицам пожилого и старческого возраста в контексте межпоколенного взаимодействия.

Целью

исследования - выявление социальных установок по отношению к лицам пожилого и старческого возраста.

Достижение цели предполагается посредством решения следующих задач:

1) статистически проанализировать данные по выборкам респондентов, принадлежащих к различным возрастным категориям;

2) построить семантическое пространство ролей представителей различных поколений посредством компонентного анализа;

3) проанализировать самопрогноз развития личности респондента как представителя определённого поколения;

4) интепретировать получены результаты.

Предложены гипотезы

:

1) Установки обыденного сознания женщин являются более выраженными, чем у мужчин.

2) Большинство аттитюдов характеризует конструкт «стремление к доминированию – зависимость».

3) Прогноз образа «Я в старости» не соответствует образу современного старшего поколения.

4) По мере приближения личности к периоду поздней взрослости количество положительных оценок старости увеличивается.


Популярные статьи:

Место и роль социального работника в системе медико-социальной экспертизы
В комплексе мероприятий по социальной заботе о трудоустройстве и быте человека с ограниченными возможностями значительное место отводится медико-социальному направлению. Полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять ...

Социология как наука
Социология – наука, изучающая структуры общества и его элементы, их социальное взаимодействие и организацию. У социологии много общего с другими общественными науками. С политологией ее объединяет то, что она исследует среди прочего пробле ...

Приложения
Приложение А Особенности и последствия репродуктивного поведения современной молодежи Приложение Б Основные показатели распространенности абортов, Россия Год По данным Росстата Число абортов по данным МЗСР РФ, тысяч Число абортов Доля абор ...