Высшее образование

Информация » Статистика образования » Высшее образование

В образовании статистика является одним из важнейших инструментов, позволяющих правильно планировать стратегию дальнейшего развития. Анализ статистики высшего образования позволяет нам заметить некоторую закономерность, выявляющую проблемы в образовании, которые могут привести (по нашему мнению уже привели) к серьезным негативным последствиям во всех сферах деятельности, в которых работают выпускники вузов.

По данным Министерства образования количество высших учебных заведений в стране неуклонно растет. За период с 1990 г. по 2005 г. их число выросло с 514 до 1068, т.е. более чем в два раза. Наибольший вклад внесли негосударственные высшие учебные заведения. Если в 1990 г. в России не было зарегистрировано ни одного негосударственного вуза, то в 2005 г. их насчитывалось уже 413. Аналогично обстоит дело и с ростом числа первокурсников. В 1990 г. на первый курс высших учебных заведений было принято около 584 тыс. человек, а в 2005 г. их уже было около 1 млн.640 тыс. (!). Если в 1990г. на 10000 населения приходилось 190 студентов, то в 2005г. - уже 481. В 1990 г. успешно закончили высшие учебные заведения 401 тыс. человек, а в 2005 г. высшее образование получили уже 1 млн.151 тыс. [14]

Если говорить о том, какие группы специальностей наиболее популярны, то и здесь наблюдается интересная картина. Если в 1990г. специалистов в области экономики и управления было около 14%, в гуманитарно-социальной сфере около 12%, то в 2003 году их было примерно 30% и 21% соответственно. При этом относительная доля специалистов технической направленности, имеющих высшее образование, уменьшилась примерно в два раза. Таким образом, абсолютное количество "технарей" осталось прежним, а "экономистов" стало в шесть раз больше. [15]

На первый взгляд в такой статистике нет ничего плохого. В стране станет больше специалистов с высшим образованием. Но давайте немного задумаемся, чем все это может обернуться?

Количественная потребность в молодых специалистах, имеющих высшее специальное образование, вряд ли увеличилась за эти годы (скорее наоборот). Качество образования не улучшается. Процент талантливых детей не вырос (если вырос, то не в три раза!).

В результате увеличения числа выпускников значительно возрастает число специалистов, имеющих право (и желание) занимать должности, не допускающие отсутствие высшего образования. И эти места занимают не всегда (!) лучшие выпускники.

Для того, чтобы потребовались услуги экономистов и управленцев, для этого нужно создавать материальные (и не материальные) ценности, но кто это будет делать?


Популярные статьи:

Этносы и этнические процессы. Многозначность слова "народ" в его применение к классовому обществу
Наряду со словом "общество" широкое применение в общественных науках имеет слово "народ". Некоторые историки даже считают, что именно народы, а не общество и общества являются субъектами исторического процесса. Слово &q ...

Прогнозирование рождаемости
Для прогнозирования используют регрессионный анализ. На сайте http://www.labourmarket.ru/Pages/Levels/f_demogr.htm найдем статистику числа рождаемости. Построим график В 2004 году видим выброс. Хотя в целом видим линейную зависимость от вр ...

Проблемы культуры в современной России
Ни один культурный процесс нельзя оценить однозначно и категорично в терминах «хорошо — плохо», особенно если речь идет о современной культурной ситуации в нашей стране, поскольку, во-первых, она чрезвычайно сложна и противоречива, во-втор ...