Нормы и ценности как средства социальной регуляции поведения. Нормы как образцы поведения человекаСтраница 1
Изучению норм и их классификации посвящено большое количество работ, что позволяет отметить комплексный характер подобных исследований.
По мнению И. Канта, «нормы поведения внесены в сознание человека извне и являются проявлением какого-то особого нравственного закона или веления Бога, существующего над видимым миром» [49, с.102].
В.И. Куценко говорил, что «социальные нормы могут требовать как новых, так и стереотипных, репродуцируемых действий, как поиска ещё неизведанных путей деятельности, так и осуществления привычных, повторяющихся действий. Но они всегда фиксируют необходимость действий именно определённого типа» [55, с.21].
Социальная норма, по мнению Е.М. Пенькова, «… это не всякое правило для действия, а лишь то, которое регулирует общественное поведение людей …» [Там же].
В обществе и в различных социальных макрогруппах общества, равно как и в малых группах, вырабатываются и используются многообразные системы норм, эталонов и стандартов поведения и отношений между людьми, членами этих групп. Они являются средствами для оформления, срецификации, упорядочивания, регулирования и оценивания отношений и взаимодействий людей – «носителей» этих макрогрупповых признаков. Примерами могут служить нормативная регламентация и регуляция отношений и взаимодействий представителей групп, образованных по демографическим признакам. Так, форма, характер, содержание отношений и поведение лиц разных полов, разных возрастных групп на всех этапах развития общества регулируются многочисленными социальными нормами. Прослеживается исторический характер и историческая обусловленность этих норм.
Это неоднократно подчёркивали классики марксизма-ленинизма. «Смена социально-экономических фармаций, изменение классовой структуры общества, властных и зависимых отношений рассматриваются в марксистской философии и социологии как основа и причина изменений в образе жизни, быте, укладах, формах поведения членов общества и различных общностей» [5, с.9].
В социальных отношениях и взаимодействиях человек всегда выступает как «носитель» тех или иных социальных норм. Позиция человека в системе общественных отношений является его «нормативным статусом». Принимая и реализую определённую систему социальных норм, человек оказывается включённым в особую социальную группу, образованную по «нормативному признаку», - группу лиц, разделяющих, принимающих, реализующих данную систему норм, имеющих связанную этой системой норм систему ценностей.
В работах социокультурного направления нормам предписываются функции элементов социокультуры, которая обычно трактуется как нормативно-ценностная система данной общности [5, с.62]. Направление, возглавляемое Т. Парсонсом, придавая вопросу о функциях социальных норм большое значение, выделяет важные структурно-функциональные характеристики норм. Здесь выделяются два вида функций норм:
1. Функции обеспечения членов общности и общества эталонами, образчиками, моделями, стандартами, шаблонами поведения, отношений, взаимодействий.
2. Функции стабилизации, упорядочивания, уравновешивания, интеграции отношений, взаимодействий.
Оба типа функций оказываются сходными, а «культура» рассматривается как «хранилище» этих эталонов, стандартов, образчиков.
Структурно-функциональный анализ социальных норм также позволяет выделить многие существенные функции, например, такие важные функции, как запретительные и предписывающие, охранительные и поддерживающие, ориентирующие и прогнозирующие, эталонизирующие и упорядочивающие, установочные и регламентирующие.
Р. Мертон разделял явные и латентные функции норм, а также функций норм в установлении соотношений цели и средств деятельности членов общества.
Популярные статьи:
Этническая общность или этнос
Ясно, что в применении к сербам, англичанам, валлонам, белорусам, голландцам и т.п. слово "народ" имеет иной смысл, чем в том случае, когда говорят об индийском или пакистанском народах. Для выражения именно этого, а не какого-ли ...
Медицинская реабилитация детей с нарушениями в развитии
В системе здравоохранения комплексную медицинскую и психолого-педагогическую помощь дети с различными проблемами в развитии могут получать: 1. в амбулаторно-поликлинических условиях (в поликлиниках по месту жительства, в поликлиниках восст ...
Внутренние регуляторы поведения
В системе воздействий внешних, объективно существующих факторов детерминации социального поведения личность выступает как объект социальной регуляции. Но главным при изучении социального поведения является понимание того, что личность – эт ...