Сущность и структура социально-экономической адаптации населенияСтраница 2
1)декларируемые принципы и нормы социального бытия «вписываются» в систему самых значимых потребностей человека или даже создают более благоприятные условия для реализации таковых;
2)ценностные ориентации, ранее свойственные индивиду, изменяются в новых условиях без особого напряжения и сопротивления с его стороны;
3)провозглашаемые идеи, несмотря на активное или пассивное массовое неприятие индивидами, в той или иной степени корректируются, приближаясь к ценностным ориентациям и намерениям различных социальных групп.
Автор утверждает, что в первых двух случаях индивид не пытается изменить предложенные «правила игры» (они либо не мешают ему действовать привычным образом, либо принимаются им). В третьем же случае мы имеем дело с наиболее активной адаптацией к условиям реформирования: ответная реакция индивидов влияет на изменение среды, их требования учитываются.
Тот же автор выделяет следующие ситуации, когда имеет место вынужденная адаптация:
- не принимая нового, индивид пытается изменить социальные ценности и поведенческие модели, вводимые утверждающейся средой, но, видя безуспешность своих попыток, он вынужден подчиниться (временно или окончательно) новым «правилам игры»;
- противясь новому, но опираясь на свой жизненный опыт, социальное положение, возможности и другие обстоятельства, индивид вынужденно подчиняется, вовсе не пытаясь что-то изменить;
- новые способы социального действия, даже не противоречащие ценностным ориентациям индивида, менее, чем прежде, соответствуют его объективным качествам. Он вынужден использовать их ценой огромных усилий ради выживания.
В первом случае имеет место вынужденная активная адаптация: индивид пытается изменить среду, но ему это пока не удается.
В двух остальных описанных случаях индивид должен приспосабливаться к условиям, но делает это пассивно. Как вынужденная, так и добровольная адаптация происходят на двух уровнях – сознания и поведения.
В качестве другой основы классификации видов адаптации часто используется мера соотношения «приобретений» и «потерь» индивида при контакте с преобразуемой социальной средой. Если «приобретения» превышают «потери», адаптация может считаться «прогрессивной» (созидательной); в противном случае адаптация является «регрессивной» (разрушительной).
Признавая все достоинства данных классификаций, несомненно представляющих огромный интерес для наших исследований, следует, однако, отметить некоторый момент субъективизма, неизбежно присутствующий при анализе многообразия конкретных ситуаций. К сожалению, оставлен открытым вопрос, что является приобретениями, а что потерями, без чего трудно оценить, какой тип адаптации преобладает.
Признание низкой значимости различий между добровольной и вынужденной адаптацией содержится в исследованиях Л.А. Гордона. По его мнению, разница «между тем, кто сознательно мирится с нынешними тяготами, как преддверием желанных перемен, и теми, кто просто смиряется с их неизбежностью, даже сожалея о прошлом, не слишком существенна» . Данная точка зрения, с одной стороны, показывает, что элемент вынуждения в процессе адаптации присутствует всегда, так как социальная среда является раздражителем, к которому необходимо приспособиться. С другой стороны, автор дает понять, что реакция социальной среды в адаптационном процессе весьма слаба.
Другим направлением исследований является анализ результатов процесса адаптации, который осуществляется в основном в рамках социологического подхода к данной проблеме. Такие исследования на протяжении ряда лет осуществляются, например, ВЦИОМом в рамках мониторинга изучения общественного мнения.
Публикуемые результаты свидетельствуют, в частности, о наличии в обществе некоторых групп населения, различающихся по степени адаптации. Выделяются следующие группы:
1)небольшая хорошо адаптированная группа населения, имеющая весьма слабую склонность к расширению;
Популярные статьи:
«Призрение – дело государственное».
В отличие от подаяния призрение носит организованный характер и осуществляется государством, церковью, обществом, а также частными лицами; выражается прежде всего в предоставлении кому-либо приюта и пропитания. Сосредоточение дела призрени ...
Направления и формы социальной работы с детьми – инвалидами в учреждении
здравоохранения
Главными направлениями социальной работы с детьми – инвалидами является: повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности и обеспечение максимального восстановления здоровья детей-инвалидов, их реабили ...
Расцвет русской благотворительности.
С восхождением на престол Екатерины II начинается вторая попытка на протяжении XVIII века изменить социально-экономическую структуру страны. При преемниках Петра Великого и до издания учреждения о губерниях (1775) заведывание призрением ле ...