М.Вебер видел различия между природными и общественными явлениями, и, как следствие, различие методов естественных и общественных наук. Если естественные науки могут открывать причинные связи между явлениями и тем объяснять отдельные события, то социология может понимать поведение индивидов, которые участвуют в некотором отношении. И если естественные науки занимаются фактами, то задачей общественных наук является понимание.

Такое понимание метода и задач общественных наук и метода социологии представляется неверным, поскольку понимание не может заменить объяснение явлений с точки зрения причинности, а такое объяснение может быть достигнуто не путем сопоставления эмпирического с идеальным, но путем сопоставления эмпирического с эмпирическим.

Вебер, как и Зиммель, считал, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Они подчеркивали важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Здесь социологу поможет знание того, что в исходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами.

Рассмотрение этих четырех классиков социологии явилось для меня не только интересным, но и познавательным. Каждый из них по своему, непохоже и разносторонне повлиял на социологию своей теорией.

Страницы: 1 2 


Популярные статьи:

Динамика рождаемости в России
Рождаемость играет главную роль в процессе воспроизводства населения. Ее динамика в России на протяжении всего 20 столетия в первую очередь складывалась под влиянием демографического перехода. Теория демографического перехода основывается ...

Выводы и рекомендации
В данном исследование все задачи выполнены, цель исследования достигнута. Проблема изучена. Не все гипотезы подтвердились. Общий вывод можно сделать следующий, что два основных стимула для студента - это материальный (стипендию можно рассм ...

Рекомендации по социально-педагогической коррекции поведения подростка в семье
В связи с полученными результатами рекомендации по коррекции поведения подростка в семье будут следующими: 1. В основе взаимоотношений в семье должна лежать любовь родителей к детям и детей к родителям как необходимое условие полноценного ...