Э.Дюркгейм - французский социолог - позитивист

Э.Дюркгейм родился 15 апреля 1858года на северо-востоке Франции в небогатой семье потомственного раввина. В 1879 году с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Париже. Окончив её в 1879 году, в течении нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 - 1886 годах побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук.

В 1887 году был преподавателем "социальной науки и педагогики" в университете Бордо. С 1896 года там же возглавил кафедру "социальной науки".

С 1898 по 1913 годы руководил изданием журнала "Социологический ежегодник". С 1902 года преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру "науки о воспитании и социологии".

Его социологическая концепция формировалась глубоко обработанной, в полемике с индивидуально-психологическими и биологическими направлениями.

Согласно Дюркгейму, предметом социологии являются социальные факты, которые обладают двумя отличительными признаками : объективностью - внешним существованием; и принудительностью по отношению к индивидам.

Социальный факт специфичен. Он порождён объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание - коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт, необходимо, считает Дюркгейм, чтобы по крайней мере несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов, образуясь из взаимодействия множества знаний, то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей, которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом его метода.

Социальная реальность вовлечена в универсальный контекст отношений естественной причинности, общество и природа в равной мере могут быть изучаемы как комплексы эмпирических фактов, подчиняющихся неким общим и специфическим законам.

Общество трактуется им как реальность особого рода, не сводимая к совокупности индивидов.

Он настаивает на необходимости применения в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук, выдвигая принцип : социальные факты надо рассматривать как вещи.

Одним из первых в социологии он пытался соединить теоретический анализ социальных явлений с эмпирическим. Являлся одним из активных участников процесса первичной институционализации западноевропейской социологической науки. Во многом благодаря его стараниям социология во Франции получает признание в академических кругах, становится предметом университетского образования.


Популярные статьи:

Супервизорство как эффективная форма повышения профессионализма социального работника
В зарубежных системах совершенствования профессиональных качеств социальных работников существенное место занимает супервизорство, в основе которого лежит идея активного использования опыта, накопленного в процессе практической работы. В Б ...

Оптимальная структура государственной власти
Государственная власть объективно настолько сложна, неуклюжа, допускает дублирование, пересекаемость, имеет тенденцию усложнения и увеличения армии чиновников, контролирующих органов, четко не разделена на общегосударственную власть, терри ...

Навыки противостояния и сопротивления распространения наркомании. Ход мероприятия
-Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем мероприятие, посвященное теме «Навыки противостояния и сопротивления распространения наркомании». Для начала, чтобы поближе познакомиться, мы проведем игру «Имена-качества». Ведущий и все ученики п ...