Основные принципы и формы психосоциальной работы с группой
Страница 2

Информация » Основные принципы и формы проведения групповой психосоциальной работы » Основные принципы и формы психосоциальной работы с группой

Хотя все теории групп в той или иной степени опираются на понятие «система», некоторые теоретики уделяют ему особое внимание, в связи с чем возникла теория социальных систем.

Социальный работник, ориентированный на работу с личностными ценностями, должен знать, что побудить членов группы к «выращиванию» ценностей можно, лишь проявляя заинтересованность в работе, проходя путь коррекции, развития своей личности вместе с остальными членами группы.

В процессе взаимодействия социальный работник не должен полностью идентифицироваться с группой. Его профессиональный долг — сохранять возможность контроля над ситуацией, если она приобретает деструктивную направленность. Процесс сближения не следует форсировать - он должен органично проявляться на основе происходящих в группе процессов. Недопустимы как его искусственное ускорение, так и углубление. Необходимо помнить о возможном уровне личностного «погружения» и темпах работы.

Поскольку сближение происходит неравномерно, от социального работника требуются большая психологическая гибкость, внимание и готовность переключиться на другие режимы межличностного взаимодействия.

Групповая работа используется:

1) в исправительных целях, когда дело касается поведения одного или нескольких членов;

2) для предупреждения социальных дисфункций (в случае такой опасности);

3) для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста;

4) для утверждения личности;

5) в целях обучения и воспитания чувства гражданственности;

б) для осуществления одной цели или всех этих целей одновременно.

Обычно используют две основных типологии групп:

1) созданные специально для работы с их членами и решения внутригрупповых проблем (внутренне ориентированные);

2) созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели (внешне ориентированные).

Первые группы разделяются на два типа:

а) нацеленные на нормальное развитие своих членов (группы социализации). В группах социализации цель социальной работы - помочь индивиду, испытывающему затруднения при выборе целей социализации, а также способствовать достижению уже выбранной цели (последняя задача получила название ролевого обучения).

б) группы, цель которых - исправление отклонений, возникших в ходе предшествовавшей социализации (группы ресоциализации). Группы ресоциализации также решают две задачи. Они осуществляют социальный контроль над людьми, недостаточно адаптировавшимися к требованиям общества и не желающими принять на себя социально приемлемые роли, а также оказывают помощь в усвоении новых (альтернативных) ролей.

Задача социального работника заключается:

во-первых, в помощи членам группы при создании системы взаимопомощи (основная задача),

во-вторых, в умении понять и использовать характер и содержание групповых процессов для достижения целей группы,

в-третьих, в умении помочь в этом членам группы,

в-четвертых, в повышении способностей членов группы действовать независимо,

в-пятых, в стремлении осознания членами группы своей общности к моменту прекращения деятельности группы.

В варианте групповой психосоциальной деятельности просматриваются четыре точки опоры:

- это выявление индивидуальных особенностей личности клиента (личность);

- это идея прав человека (право);

- это концепция профессионализма (профессионализм, т.е. помощь от силы, проистекающей из принятия клиента, его образа мышления, образа жизни и уважения к нему, а не от слабости, когда помощь осуществляется из желания «отдать другому всю душу», чтобы он изменился, почувствовал себя счастливым)

Страницы: 1 2 3 4


Популярные статьи:

Пределы толерантности: к поиску границ толерантного поведения
Сегодня актуализируется вопрос о границах толерантности. Толерантное поведение не предполагает исключений в отношении любой социальной группы (за исключением тех, деятельность которых выходит за рамки, очерченные государственным законом). ...

Уличная компания
В какой-то степени все мы — дети улицы. При вечно работающих родителях улица довершала школьное воспитание. Правда, ранее существовали большой институт молодежных общественных организаций и сеть внешкольного воспитания, которые “помогали” ...

Типология культур. Основные направления в изучении типологии культур
Социокультурный мир выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает з ...