Роль библиотеки в жизни пожилых гражданСтраница 1
В процессе нормальной жизнедеятельности человек занят разнообразными повседневными делами: профессиональной деятельностью, образованием, домашними делами, общением с людьми, сном, отдыхом, досугом. Досуг подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности.
Возможности активного отдыха и проведения досуга у пожилых людей ограничены в связи с нехваткой средств. Большинство престарелых указывают, что в последнее время они ни разу не посещали кино или театр, не совершали туристических и экскурсионных поездок. Основным способом проведения досуга для пожилых остается чтение художественной и научно-популярной литературы, просмотр телепередач. Кроме того, пожилые люди в свободное время любят шить и вязать, увлекаются растениеводством и резьбой по дереву, ходят на охоту и рыбалку, слушают музыку, занимаются другими видами творчества. Не имея других способов проведения досуга, пожилые люди «активно отдыхают» на дачных и приусадебных участках.
Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности:
- спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);
- художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);
- поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество);
- забота о животных;
- хобби (разнообразная деятельность по интересам);
- посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;
- игры (настольные игры, компьютерные игры)
- развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач);
- общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).
Однако не все виды досуга и отдыха приемлемы для пожилых людей с ограниченной подвижностью. В этом случае нужно помочь посетителю определиться в выборе формы досуга, внимательно изучить его интересы и наклонности, определить способы модификации и адаптации для облегчения его участия в проведении досуга и отдыха. Некоторые формы досуга могут помочь пожилому человеку в восстановлении утраченных функций в результате старости или болезни. Например, составление картинок с использованием мозаики или пазлов развивает внимание, память и мелкую моторику рук, что особенно важно при параличах верхних конечностей. В качестве досуга можно рекомендовать легкую ручную работу, например, вязание крючком или спицами, вышивание, рисование. Часто единственным и доступным для пожилых людей является чтение, что оказывает лечебное воздействие на их психику. Просмотр телепередач или слушание радио, особенно музыкальных программ также можно использовать в качестве досуга. Просмотр старых фотографий и воспоминания о прожитой жизни создают доброжелательный микроклимат вокруг пожилого человека, позволяют рассказать о лучших периодах его жизни. В качестве досуга можно использовать различные игры. Они помогают в освоении различных знаний и навыков. Игры способствуют развитию координации движений, прививают навыки, необходимые в быту. Для тех, кто вынужден оставаться дома, можно использовать настольные игры (шахматы, шашки), математические, компьютерные игры и др.
Популярные статьи:
Финансирования социальной защиты населения
Социально-экономические реформы, осуществляемые в ходе становления в России рыночной экономики, привели к радикальным переменам в жизни общества. Важнейшим их следствием стали преобразования в форме собственности, сводившиеся, в частности, ...
Социальные нормы, отклонения и контроль. Определение и
виды социальных норм
Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы это некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в к ...
Методическая часть: программа исследования
Исследование направлено на изучение проблемы эффективности стимулирования учебного процесса. На современном этапе особое значение приобретает улучшение подготовки студентов высших учебных заведений к профессиональной деятельности. Будущее ...