Экспериментальное исследование по выявлению дезадаптированных подростков из неблагополучных семей. Диагностика уровня социальной адаптации подростков из неблагополучных семей
Страница 2

Информация » Работа социального педагога по социальной адаптации подростков из неблагополучных семей » Экспериментальное исследование по выявлению дезадаптированных подростков из неблагополучных семей. Диагностика уровня социальной адаптации подростков из неблагополучных семей

Далее была проведена диагностика оценки учащимися старших классов своих взаимоотношений с родителями. На первый вопрос нужно было выбрать один из предложенных ответов, а другой вопрос предполагал дополнение опрашиваемым своего варианта при условии отсутствия соответствующего варианта ответа. Вопросы были предложены следующие:

1. Как бы ты оценил отношения, сложившиеся у тебя с родителями? (отметь одну позицию):

– очень хорошие;

– хорошие;

– равнодушные;

– напряженные;

– конфликтные.

2. Если считаешь отношения напряженными или конфликтными, то чем это объясняешь? (можно отметить несколько позиций):

– родителям нет до меня дела, моя жизнь их не интересует;

– родители заняты только своей работой и заработками;

– тяжелыми условиями жизни семьи;

– обостренными отношениями между родителями;

– родители меня не любят;

– разводом родителей;

– если другие причины – допиши.

Результаты опроса приведены в таблицах 2, 3.

Таблица 2 - Оценки школьниками своих взаимоотношений с родителями (в %)

Взаимоотношения с родителями

Процент

Очень хорошие

28,1

Хорошие

58,2

Равнодушные

5,7

Напряженные

6,8

Конфликтные

1,4

Исходя из полученных данных, можно выделить три группы отношений, характерных для учащихся старших классов с родителями.

1-я группа – преобладающая (86,3 % опрошенных): благополучные семьи

с хорошими внутрисемейными отношениями, которые каждый третий старшеклассник оценивает даже как «очень хорошие». Это дает основания предполагать, что в этой группе учащихся существуют прочные эмоциональные контакты со старшими. Ребенок чувствует с их стороны понимание и уважение, а значит, авторитет и влияние родителей способствуют его социальной адаптации.

2-я группа – конфликтные семьи,

в которых отношения детей с родителями напряженные или откровенно конфликтные (8,2 %). Такая семья вряд ли защитит ребенка от жизненных невзгод и неприятностей, которых у него (с учетом специфики школьников возрастной группы 14 – 17 лет) встречается немало.

3-ю группу семей можно условно назвать предконфликтной,

так как состояние своих отношений с родителями сами учащиеся (почти 6 %) характеризуют как равнодушные. А, как известно, именно равнодушие, безразличие к интересам ребенка, его отчужденность от родителей и является первой ступенью к конфликтам с социальной средой.

Обобщая приведенные данные,

можно сказать, что соотношение семей с благополучными и неблагополучными внутрисемейными отношениями среди учащихся старших классов составляет примерно 5 к 1 в пользу благополучных семей (86 % против16 %).

Чем же объясняют старшеклассники напряженно-конфликтные отношения с родителями? Как правило, речь идет не об одной, а о нескольких накладывающихся друг на друга причинах.

Страницы: 1 2 3


Популярные статьи:

Современное образование. Его роль и значение в мире и обществе. Образование. Проблема взаимосвязи различных уровней образования
Конституция РФ утверждает принцип тождественности индивидуального развития общественному. Одна из высших ценностей – способность человека развиваться в обучении, основанном на познании и самоактуализации, что обеспечивается системой образо ...

Теоретические аспекты проблемы. Образование как социо-культурный институт
Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием, т.е. ...

Зарождение и развитие профсоюзного движения в Англии
В конце XVII века в Англии начинается переход от товарного капитала к промышленному. В ходе начавшейся промышленной революции на крупных предприятиях начинают использоваться первые машины – прядильные и паровая. Развитее машинного производ ...