Экспериментальное исследование по выявлению дезадаптированных подростков из
неблагополучных семей. Диагностика
уровня социальной адаптации подростков из неблагополучных семейСтраница 2
Далее была проведена диагностика оценки учащимися старших классов своих взаимоотношений с родителями. На первый вопрос нужно было выбрать один из предложенных ответов, а другой вопрос предполагал дополнение опрашиваемым своего варианта при условии отсутствия соответствующего варианта ответа. Вопросы были предложены следующие:
1. Как бы ты оценил отношения, сложившиеся у тебя с родителями? (отметь одну позицию):
– очень хорошие;
– хорошие;
– равнодушные;
– напряженные;
– конфликтные.
2. Если считаешь отношения напряженными или конфликтными, то чем это объясняешь? (можно отметить несколько позиций):
– родителям нет до меня дела, моя жизнь их не интересует;
– родители заняты только своей работой и заработками;
– тяжелыми условиями жизни семьи;
– обостренными отношениями между родителями;
– родители меня не любят;
– разводом родителей;
– если другие причины – допиши.
Результаты опроса приведены в таблицах 2, 3.
Таблица 2 - Оценки школьниками своих взаимоотношений с родителями (в %)
Взаимоотношения с родителями |
Процент |
Очень хорошие |
28,1 |
Хорошие |
58,2 |
Равнодушные |
5,7 |
Напряженные |
6,8 |
Конфликтные |
1,4 |
Исходя из полученных данных, можно выделить три группы отношений, характерных для учащихся старших классов с родителями.
1-я группа – преобладающая (86,3 % опрошенных): благополучные семьи
с хорошими внутрисемейными отношениями, которые каждый третий старшеклассник оценивает даже как «очень хорошие». Это дает основания предполагать, что в этой группе учащихся существуют прочные эмоциональные контакты со старшими. Ребенок чувствует с их стороны понимание и уважение, а значит, авторитет и влияние родителей способствуют его социальной адаптации.
2-я группа – конфликтные семьи,
в которых отношения детей с родителями напряженные или откровенно конфликтные (8,2 %). Такая семья вряд ли защитит ребенка от жизненных невзгод и неприятностей, которых у него (с учетом специфики школьников возрастной группы 14 – 17 лет) встречается немало.
3-ю группу семей можно условно назвать предконфликтной,
так как состояние своих отношений с родителями сами учащиеся (почти 6 %) характеризуют как равнодушные. А, как известно, именно равнодушие, безразличие к интересам ребенка, его отчужденность от родителей и является первой ступенью к конфликтам с социальной средой.
Обобщая приведенные данные,
можно сказать, что соотношение семей с благополучными и неблагополучными внутрисемейными отношениями среди учащихся старших классов составляет примерно 5 к 1 в пользу благополучных семей (86 % против16 %).
Чем же объясняют старшеклассники напряженно-конфликтные отношения с родителями? Как правило, речь идет не об одной, а о нескольких накладывающихся друг на друга причинах.
Популярные статьи:
Современное образование. Его роль и значение в мире и обществе. Образование. Проблема взаимосвязи различных уровней
образования
Конституция РФ утверждает принцип тождественности индивидуального развития общественному. Одна из высших ценностей – способность человека развиваться в обучении, основанном на познании и самоактуализации, что обеспечивается системой образо ...
Теоретические аспекты проблемы. Образование как
социо-культурный институт
Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием, т.е. ...
Зарождение и развитие профсоюзного движения в Англии
В конце XVII века в Англии начинается переход от товарного капитала к промышленному. В ходе начавшейся промышленной революции на крупных предприятиях начинают использоваться первые машины – прядильные и паровая. Развитее машинного производ ...