Программы, используемые за рубежом для реабилитации женщин - жертв
семейного насилияСтраница 4
Перечисленные выше характеристики поведения присутствуют у всех нарушителей, хотя и выражены по-разному, поэтому в программе это необходимо учитывать при обосновании психотерапевтических процедур.
На первом этапе терапевтической работы следует помочь клиенту признать свое насилие и непристойное поведение, заставить его усомниться в том, что его действия практически не имели последствий и мотивировать его к прекращению жестокого поведения. Воссоздается полная картина жестокости клиента, чтобы он мог осознать последствия и серьезность своего поведения.
На втором этапе клиент все больше осознает моменты, предшествующие проявлению насилия, его учат не только распознавать разрастающуюся враждебность и гнев по отношению к партнерше, но и успешно бороться с подобными проявлениями.
На третьем этапе стремятся снизить степень отрицания (включая отрицание ответственности), чтобы мужчине стало труднее избегать таких чувств, как вина, стыд и сожаление. Выявляются факторы, которые мешают клиенту честно рассказать о содеянном; он проникается все большим сочувствием к женщинам и детям, слушая их рассказы о том, что они пережили, а также принимает потери и при обретения, связанные с его уходом от ответственности.
На четвертом этапе следует добиться того, чтобы мужчина понял, что его жестокость является элементом более широкой схемы недопустимого поведения, которое может сопровождаться как физическим, так и не физическим насилием.
На пятом этапе мужчине помогают изменить его ожидания в отношении партнерши, которые обусловливают применение силы и непристойное поведение. Клиента стимулируют размышлять об универсальности, рациональности, справедливости и реалистичности его ожиданий. Групповая работа особенно полезна для этих целей. На этом этапе подробно анализируется социальная и семейная этиология системы ценностей мужчины.
На шестом этапе повышается его способность использовать новые способы поведения, исключающие контроль над партнершей. Проигрываются жизненные ситуации с выработкой допустимых способов совладания с эмоциями, позволяющих мужчине испытывать гнев, но при этом оставаться уважительным.
На седьмом этапе клиенту помогают признать и выразить его ранимые чувства, часто спрятанные за гневом. Кроме того, его поощряют развивать систему поддержки, которая не входила бы в резонанс с его непристойным поведением.
На восьмом, финальном, этапе повышается способность мужчины к рефлексии, анализу прошлого опыта, повлиявшего на его сегодняшние переживания, тем самым снижается проекция прошлого на сегодняшние взаимоотношения.
Такая модель работы пригодна для большинства нарушителей (но не для всех). К индивидам с садо-мазохистским поведением, психозом, патологической ревностью и чрезмерно использующим проекцию как защитный механизм, трудно применить приведенную модель.
Главная задача психологической поддержки состоит в развитии множества идей, обмен которыми имеет место между семьей и терапевтом в форме бесед с размышлениями.
При работе с клиентом используются следующие методы реабилитации:
"группы размышления" - разработаны для уменьшения риска появления иерархических отношений и укрепления процесс а размышлений.
"беседа в рамках беседы" (conversation within conversation), по которому терапевты вносят новые идеи, разговаривая между собой в присутствии семьи (1992).
Терапевтически цель состоит в помощи людям найти менее стереотипные и более гибкие формы быть мужчиной и женщиной. Основная задача – в процессе реабилитации выработать у клиентов готовность бросить вызов стереотипным представлениям, которые существуют в вопросах пола и которые привели к различию в правах и привилегиях между женщинами и мужчинами.
Популярные статьи:
Марксистская традиция в классовом анализе
Активное использование термина «класс» в социологии и других социальных и политических науках связано с именем Карла Маркса. И, хотя сам Маркс не дает четкого и однозначного определения понятие «класс», принимая его как нечто само собой ра ...
Факторы социализации.
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не ...
Типы социальных конфликтов
Выделим типы реагирования на причины возникновения социальных конфликтов. Противоположные ориентации. У каждого индивида и социальной группы имеется свой, конкретный, набор ценностных ориентаций, касаемо значимых сторон социальной жизни. К ...