Супервизорство
как эффективная форма повышения профессионализма социального работникаСтраница 2
Благодаря супервизорству социальный работник продолжает обучаться и развиваться, более эффективно использовать собственные ресурсы, управлять своей работой и менять несоответствующие ее формы. Однако нельзя не обратить внимания на значение такой формы супервизорской поддержки как самосупервизии, которая уместна всегда, даже тогда, когда социальный работник и так получает хорошую супервизию. Практикующему специалисту крайне важно развить в себе внутреннего супервизора, с которым можно консультироваться прямо во время работы. Важным аспектом самосупервизии является способность анализировать свою работу, прежде всего, через самонаблюдение и самооценку своей деятельности.
Процесс такого анализа может быть углублен за счет развития навыка конспектирования работы с клиентом. Это не просто записывание фактов, но и отслеживание своих телесных проявлений: дыхания, мыслей, действий в работе с клиентом. Процесс письменного анализа в дальнейшем может быть дополнен аудио- и видеозаписью работы с клиентами, материалы которых могут затем использоваться для проведения самосупервизии.
Зарубежный опыт подсказывает, что у социального работника порой могут возникать преграды, не способствующие обращению за помощью к супервизору. Это может быть предыдущий, как положительный, так и отрицательный, опыт супервизорства. Плохой опыт может способствовать осмотрительности и осторожности, а хороший – сравнению нынешнего супервизора с предыдущим. Кроме того, социальный работник может иметь ощущение, что он не нуждается ни в чьей помощи, что он сам может контролировать свою работу и анализировать ее. Это защита от критики со стороны, где укажут на очевидные ошибки. Плюс к этому порой супервизор работает слишком авторитарно, что приводит к возникновению соперничества по поводу того, кто лучше управляет клиентом. Вследствие этого у социального работника появляется необходимость доказать супервизору, что он сам может делать свою работу. Также супервизор может касаться вопросов, важных для него, а не для социального работника, и тем самым не удовлетворять ожидания последнего.
Зачастую социальные работники испытывают страх по поводу их осуждения и оценки супервизором, но они забывают, что в свою очередь супервизоры также беспокоятся о произведенном впечатлении на клиентов. Избежать этой «преграды», считают специалисты, может помочь включение в соглашение между сторонами такой процедуры, как проведение регулярной оценки и обзора, взаимодействия супервизора и социального работника, т.е. установление обратной связи, проясняющей реальную ситуацию.
Нередко супервизору приходится сталкиваться с так называемым «процессом отражения», т.е. феноменом, когда социальные работники неосознанно приносят ему материал, связанный с их чувствами о взаимоотношениях с клиентами. Как правило, в подобной ситуации социальный работник общается с супервизором в такой же манере, в какой клиенты общаются с ним, например, показывают бессилие, отчаяние, беспомощность. Следовательно, задача супервизора заключается в том, чтобы попытаться понять, что происходит, и помочь начинающему специалисту осознать это явление путем открытия сложных и запутанных взаимодействий, которые ставят его в тупиковое положение.
Популярные статьи:
Смертность
Наряду с падением рождаемости в Беларуси растет смертность. Общий коэффициент смертности в 2004 г. составил 14,3%, увеличившись с 1990 г. в 1,3 раза. Умирать стали как люди старше 70 лет, так и, что надо особо отметить, мужчины трудоспособ ...
Социальная адаптация и ее значение в социализации воспитанников детского
дома. Социальная адаптация как цель воспитательной работы
в детском доме
Во все времена были дети, которым выпадала горькая участь расти без родителей. Первые приюты открывались при монастырях и лишь к XVIII–XIX веках многие из них стали патронировать государством. В России первый приют для «зазорных» младенцев ...
Формы предвыборной агитации
«Предвыборная агитация может принимать следующие формы: а) призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов); б) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, в ча ...