Место и роль социального работника в системе медико-социальной экспертизы

Информация » Место и роль социального работника в системе медико-социальной экспертизы » Место и роль социального работника в системе медико-социальной экспертизы

В комплексе мероприятий по социальной заботе о трудоустройстве и быте человека с ограниченными возможностями значительное место отводится медико-социальному направлению. Полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, участвовать в трудовой деятельности, обусловлена у инвалида, как правило, перенесенным заболеванием или травмой, что и приводит к ограничению его жизнедеятельности. Социальный работник должен быть готов оказать инвалиду помощь по целому ряду вопросов юридического, психологического, педагогического и, что очень важно, медико-социального характера.

В связи с главной задачей МСЭ - определение потребности инвалида в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, - в состав комиссий бюро МСЭ введены новые специалисты: врач-реабилитолог, специалист по социальной работе, психолог.

В задачу медико-социального специалиста, обладающего знаниями психофизиологических особенностей инвалидов соответственно причине, приведшей человека к такому состоянию, входит определение степени возможности его участия в трудовой деятельности, помощи в адаптации к новым условиям, определение режима питания и формирование соответствующего образа жизни. При оказании медико-социальной помощи инвалидам социальный работник руководствуется как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания и пребывания пациента (в доме-интернате, в других учреждениях). Большое значение имеет заинтересованность самого инвалида в проведении социальных программ.

Социальный работник совместно с медицинскими работниками оказывает организационную помощь при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, помогает в организации санаторно-курортного лечения, способствует приобретению необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую консультацию родителей больных детей. Часто возникает необходимость обеспечить диетическим питанием детей инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и другими заболеваниями.

Так, оптимальным является устранение или полная компенсация повреждений путем проведения восстановительного лечения. Оценка результатов проведения мероприятий медицинской, социальной и профессиональной реабилитации осуществляется специалистами учреждения государственной службы МСЭ при очередном освидетельствовании инвалида или в порядке его динамического наблюдения врачами и специалистами по социальной работе.

В своем докладе А. Осадчих отмечает, что задача органов социальной защиты состоит в "реинвалидизации" инвалида, в максимальном развитии его приспособительных механизмов, даже если исчерпаны биологические компенсаторные возможности. Социальная адаптация человека практически продолжается всю жизнь.

Как видно из вышеизложенного, в системе социальной защиты инвалидов реабилитология обладает особой спецификой и, по мнению многих исследователей, должна быть признана самостоятельной отраслью. С реабилитации инвалида начинается его ресоциализация, вслед за которой следует этап реинтеграции человека в активную общественную жизнь.

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что социальный работник в оказании медико-социальной и реабилитационной помощи инвалидам занимает ключевое место - выступает не только как организатор и контролер, но и как активный участник реализуемых мероприятий и программ.

Так, специалисты по социальной работе - имеют право направлять граждан на прохождение МСЭ, оказывают разностороннюю помощь лицам, в прохождении МСЭ (оформление необходимых документов, оказание консультативной правовой помощи), участвуют в разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации, содействуют в обеспечении необходимой социальной защиты инвалидов, включая реабилитацию.


Популярные статьи:

Становление познавательных возможностей метода опроса. Статистическая традиция метода опроса
В 20-е годы в США были разработаны и быстро вошли в моду количественные стандартизированные опросы. Период 30–60-х и отчасти 70-х годов ХХ века, был периодом огромной популярности количественных методов. Причины перелома исследовательской ...

Бизнес - слой российского общества: сущность, структура, статус
Российское предпринимательство служит предметом интенсивных исследований - оно изучается социологами, экономистами, психологами, историками и другими специалистами. Редкий обществоведческий журнал проходит мимо данной тематики, а некоторые ...

Тип потребления доиндустриального общества
Относительное однообразие ассортимента потребляемых благ. Еще не возникло того изобилия разнообразных товаров и услуг, которое предлагают сейчас современные супермаркеты, туристические и транспортные компании, учреждения образования, здрав ...