Понятие, предмет исследования социального обеспечения. Теоретические
основы социальной защиты нетрудоустроенных гражданСтраница 1
Социальная защищенность гражданина – это система норм права, государственных льгот и гарантий, обеспечивающих осуществление важнейших прав и свобод, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека [12, с. 6]. Теоретическое обоснование необходимости социальной помощи и защиты граждан разработано почти во всех странах в конце XIX – начале XX века, в период интенсивного процесса индустриализации и увеличения численности наемных работников. Это увеличение приводит к изменениям возрастной структуры трудоспособного населения: в его составе постоянно увеличивается доля престарелых, требующих их социальной помощи и социальной защиты.
Во многих странах социальное обеспечение изменяло свои функции, формы и схемы финансирования, но цель осталась неизменной – улучшение жизни людей.
Впервые термин “социальная защищенность” или “социальная безопасность” появился в США и постепенно начал распространяться во всех западных странах. Он был призван для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной деградации, вследствие безработицы, болезни, рождении ребенка, профессионального заболевания, производственной травмы, старости, потери кормильца. Стороны, участвующие в финансировании социальной защиты – это:
1. трудоспособный гражданин, потенциальный получатель пенсии, пособия;
2. работодатель;
3. государство.
Но в странах постсоветского пространства еще действует социальная защита, где главный субъект финансовых ресурсов – государство. Но эта система будет дальше реформироваться в соответствии с экономической независимостью стран, в том числе и в Украине.
Именно такая схема досталась нам от бывшего СССР, но она будет реформирована. Уже намечены основные этапы ее развития.
Перспективы развития системы социальной защиты, ориентированные на XXI век, определены Концепцией социального обеспечения населения Украины, одобренной постановлением Верховной Рады Украины от 21 декабря 1993 года; Посланием Президента Украины Верховной Раде Украины; указами Президента Украины “Об основных направлениях социальной политики на 1997 — 2000 годы” от 18 октября 1997 года и “Об основных направлениях реформирования пенсионного обеспечения в Украине” от 13 апреля 1998 года [3, c. 32]. В этих важнейших документах, по существу, разработана широкомасштабная, комплексная государственная программа развития социального обеспечения. Такая программа создана в нашей стране впервые. Она призвана радикально изменить систему социальной защиты населения.
Предполагается в сжатые сроки создать основные правовые и организационные условия для перехода к смешанной пенсионной системе, которая будет трехуровневой. Она будет включать в себя:
существенно реформированную государственную систему;
обязательные сбережения населения в пенсионных фондах;
добровольные пенсионные сбережения населения.
В любом промышленно-развитом цивилизованном государстве, где существуют рыночные отношения, социальное обеспечение занимает важное место в системе гарантий осуществления прав и свобод граждан.
В ст. 46 Конституции закреплено право граждан на социальную защиту. Оно гарантируется и обеспечивается общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и иных источников финансирования. Универсальным методом финансирования социальной защиты является социальное страхование работников.
Таким образом, можно утверждать, что в Украине созданы необходимые экономические и правовые предпосылки для развития такой важной отрасли права, как право социального обеспечения. Законодательное регулирование в сфере социального обеспечения началось с первых дней образования независимого государства Украины. 5 ноября 1991 года был принят Закон Украины
“О пенсионном обеспечении” [4, c. 10], который положил начало формированию национальной системы пенсионного обеспечения.
Идея о новой комплексной отрасли права социального обеспечения как определенной системе правовых норм возникла, в ходе активных научных дискуссий ученых-юристов и экономистов в середине пятидесятых годов. Именно тогда в бывшем СССР были разработаны и приняты основополагающие законодательные акты, положившие начало созданию единой государственной системы социального обеспечения.
Популярные статьи:
Социальная политика в сфере образования
За последние десять лет в сфере образования произошли следующие изменения: изменился рынок труда – заказчик стал диктовать жесткие требования к выпускнику; все более активную роль начинают играть региональные и местные органы власти; проис ...
Типология культур. Основные
направления в изучении типологии культур
Социокультурный мир выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает з ...
Демографическая политика
Необходимость проведения этой политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или под ...