Понятие, предмет исследования социального обеспечения. Теоретические основы социальной защиты нетрудоустроенных граждан
Страница 1

Информация » Социальная помощь в Украине и её виды » Понятие, предмет исследования социального обеспечения. Теоретические основы социальной защиты нетрудоустроенных граждан

Социальная защищенность гражданина – это система норм права, государственных льгот и гарантий, обеспечивающих осуществление важнейших прав и свобод, степень удовлетворения материальных и духовных потребностей человека [12, с. 6]. Теоретическое обоснование необходимости социальной помощи и защиты граждан разработано почти во всех странах в конце XIX – начале XX века, в период интенсивного процесса индустриализации и увеличения численности наемных работников. Это увеличение приводит к изменениям возрастной структуры трудоспособного населения: в его составе постоянно увеличивается доля престарелых, требующих их социальной помощи и социальной защиты.

Во многих странах социальное обеспечение изменяло свои функции, формы и схемы финансирования, но цель осталась неизменной – улучшение жизни людей.

Впервые термин “социальная защищенность” или “социальная безопасность” появился в США и постепенно начал распространяться во всех западных странах. Он был призван для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной деградации, вследствие безработицы, болезни, рождении ребенка, профессионального заболевания, производственной травмы, старости, потери кормильца. Стороны, участвующие в финансировании социальной защиты – это:

1. трудоспособный гражданин, потенциальный получатель пенсии, пособия;

2. работодатель;

3. государство.

Но в странах постсоветского пространства еще действует социальная защита, где главный субъект финансовых ресурсов – государство. Но эта система будет дальше реформироваться в соответствии с экономической независимостью стран, в том числе и в Украине.

Именно такая схема досталась нам от бывшего СССР, но она будет реформирована. Уже на­мечены основные этапы ее развития.

Перспективы развития системы социальной защиты, ориентированные на XXI век, определены Концепцией социального обеспечения населения Украины, одобрен­ной постановлением Верховной Рады Украины от 21 де­кабря 1993 года; Посланием Президента Украины Вер­ховной Раде Украины; указами Президента Украины “Об основных направлениях социальной политики на 1997 — 2000 годы” от 18 октября 1997 года и “Об ос­новных направлениях реформирования пенсионного обеспечения в Украине” от 13 апреля 1998 года [3, c. 32]. В этих важнейших документах, по существу, разработана широ­комасштабная, комплексная государственная программа развития социального обеспечения. Такая программа создана в нашей стране впервые. Она призвана радикаль­но изменить систему социальной защиты населения.

Предполагается в сжатые сроки создать основные правовые и организационные условия для перехода к смешанной пенсионной системе, которая будет трехуров­невой. Она будет включать в себя:

существенно рефор­мированную государственную систему;

обязательные сбережения населения в пенсионных фондах;

доброволь­ные пенсионные сбережения населения.

В любом промышленно-развитом цивилизованном государстве, где существуют рыночные отношения, соци­альное обеспечение занимает важное место в системе га­рантий осуществления прав и свобод граждан.

В ст. 46 Конституции закреплено право граждан на со­циальную защиту. Оно гарантируется и обеспечивается общеобязательным государственным социальным стра­хованием за счет страховых взносов граждан, предпри­ятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и иных источников финансирования. Универсальным методом финансирования социальной защиты является социальное страхование работников.

Таким образом, можно утверждать, что в Украине со­зданы необходимые экономические и правовые предпо­сылки для развития такой важной отрасли права, как право социального обеспечения. Законодательное регу­лирование в сфере социального обеспечения началось с первых дней образования независимого государства Украины. 5 ноября 1991 года был принят Закон Украины

“О пенсионном обеспечении” [4, c. 10], который положил начало формированию национальной системы пенсионно­го обеспечения.

Идея о новой комплексной от­расли права социального обеспечения как определенной системе правовых норм возникла, в ходе активных на­учных дискуссий ученых-юристов и экономистов в се­редине пятидесятых годов. Именно тогда в бывшем СССР были разработаны и приняты основополага­ющие законодательные акты, положившие начало созда­нию единой государственной системы социального обес­печения.

Страницы: 1 2


Популярные статьи:

Социальная политика в сфере образования
За последние десять лет в сфере образования произошли следующие изменения: изменился рынок труда – заказчик стал диктовать жесткие требования к выпускнику; все более активную роль начинают играть региональные и местные органы власти; проис ...

Типология культур. Основные направления в изучении типологии культур
Социокультурный мир выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает з ...

Демографическая политика
Необходимость проведения этой политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от ситуации и темпов роста населения. Целью демографической политики является изменение или под ...