Социология безопасности: изучение рисков безопасного развития России в условиях глобализации
Страница 1

Информация » Социальные аспекты национальной безопасности современного российского общества » Социология безопасности: изучение рисков безопасного развития России в условиях глобализации

К началу XXI века оформилась научная проблема несоответствия имеющегося социологического теоретического и эмпирического знания о безопасности новым требованиям к формированию механизмов обеспечения безопасного развития России в условиях глобализации в XXI веке.

В начале XXI века проблематика рисков разрабатывается во многих областях знания: в экономике, психологии, медицине, истории, социологии, в юридических науках, политологии, в целом ряде естественных и технических наук, при этом в научный обиход прочно входит понятие управления риском. Риск рассматривается в рамках теорий игр, в теориях принятия решений и в исследовании операций; проводятся междисциплинарные теоретические исследования различных технологических рисков, включающие этапы компьютерного моделирования и экспериментального испытания.

Социология находится в процессе определения предмета своих интересов в сфере исследования рисков. Поэтому, отчасти, социологи занимают здесь позицию критиков, подвергая сомнению или, точнее, корректируя те базовые посылки, на которых строили свои исследования приверженцы других социальных дисциплин. В позитивном плане можно констатировать, что социология исходит из динамического понимания риска и предлагает несколько методологических тезисов:

1) развитие социальной системы (социальные изменения) постоянно модернизируют уязвимость как общества в целом, так и социальных групп в частности, причём, этот принцип работает для всех видов рисков, демонстрируя, что существует несколько основных измерений риска: временное, пространственное (территориальное), субъектно-объектное (общественное, групповое, индивидуальное); демографическое, техногенное, природное, и т.д.

2) существует социальное размещение (распределение) риска (и, соответственно, неравные условия безопасности для различных сегментов общества). Социально-экономические процессы (особенно в ходе реформ) навязывают различные риски социальным группам и индивидам, поскольку последние зачастую лишены доступа к достоверной информации о риске;

3) опыт социальных исследований предшествующих катастроф (ситуаций реализации риска) может быть использован для исследования и предотвращения будущих рисков, однако такой подход не должен являться основным, т.к. с постоянным усложнением социальной структуры общества и интенсификацией социальных процессов социальные риски также принимают всё более сложный характер, в связи с чем их исследование должно проводится в контексте современных условий социальных трансформаций с использованием междисциплинарного знания, в том числе, с использованием теории самоорганизации сложных систем – синергетики.

В современной научно-публицистической литературе доминирует так называемый статистический подход (или рационалистическая традиция), которая трактует риск как вероятность наступления неблагоприятного события, в связи с чем представление о риске часто связывают с процессом принятия решений по предотвращению и управлению риском.

Другой важный аспект рационалистической традиции толкования риска в дополнение к вопросу его измерения связан с проблемой соотношения объективной и субъективной сторон риска, а также с существенными различиями восприятия и оценки рисков различными социально-профессиональными группами – экспертами и населением. Эта проблема может быть формализована следующей дихотомией: эксперты, основываясь на анализе данных практических исследований или теоретических изысканий в какой-либо отрасли, считают риск несущественным (возможно даже в силу действующей коньюктуры), в то время как население обеспокоено риском и считает его высоким; в ряде случаев наблюдается обратное.

В целом в современной научно-публицистической литературе в области рискологии и социологии риска дискуссии сосредоточены вокруг ответа на вопросы: является ли риск статистическим или ситуативным феноменом; субъективным социально-психологическим конструктом или же объективным социально-экономическим явлением.

В начале XXI века российское общество включено в глобализационные процессы: оно интегрируется в мировое политическое, экономическое, информационное, энергетическое, культурное и образовательное пространство; Россия активно участвует в качестве субъекта во всех основных межрегиональных и мировых процессах, выступает в качестве донора больших объёмов природного сырья (в первую очередь, энергоресурсов), является одним из крупнейших мировых поставщиков вооружений, пытается поддерживать многополярную систему миропорядка… Однако, в силу своего уникального географического (и геополитического) положения, а также по причине недавнего сложного перехода социальной системы из одной формации в другую, Россия является объектом международных отношений, который в равной степени подвержен как позитивному, так и деструктивному влиянию развитых стран Запада и Востока: социально-экономическое направление развития и социокультурные факторы развития российского общества в начале XXI века формируются под активным идеологическим, информационным и культурным воздействием зарубежных групп интересов. Это является одновременно как новыми прогрессивными детерминантами развития, так и новыми большими рисками развития социальной системы.

Страницы: 1 2


Популярные статьи:

Миграция населения
Миграцией называют переселение или перемещение, обусловленное сменой места проживания. За исключением переездов внутри одного населенного пункта, или незначительного административного центра. Миграция населения явилась важнейшим событием в ...

Анализ полученных результатов
Данное исследование показало, что сам факт существования в России системы помощи пострадавшим от семейного насилия является чрезвычайно важной составляющей улучшения положения женщин. Даже для лиц, не обратившихся за помощью, само наличие ...

Ценности как основополагающий элемент поведения человека
На более продвинутом уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему норм и ценностей. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели ...