Современная религиозная ситуация в Республике БеларусьСтраница 1
Современный религиозный ландшафт Республики Беларусь сформирован и развивается под воздействием двух групп факторов. Первый – внутренние характеристики "религиозного поля" Беларуси: уровень и степень религиозности, ее характер (конфессиональная структура, половозрастные и социальные характеристики групп верующих и др.), динамика религиозности и т.д. Основные характеристики "религиозного поля" формируют также: 1) отношение государства к религии (лояльно/нелояльно); 2) острота конкуренции между вероучениями; 3) состояние религиозной элиты (расколота/едина; настроена фундаменталистски/модернистски); 4) организационная структура религии; 5) качество формальных (договора и конкордаты) и неформальных практик церкви. Вторая группа факторов – внешние (фоновые) характеристики, которые позволяют соотнести отечественные показатели религиозности с общеевропейскими и общемировыми. Обращение к общему социокультурному фону расширяет возможность оценки и понимания некоторых особенностей религиозной ситуации в Беларуси. Представление о религиозной ситуации открывает перспективу более эффективного социального планирования и управления в этой сфере [2, с.128-129].
За последние два десятилетия религиозное самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. С религией люди стали связывать гарантии духовной стабильности, порядка, незыблемости нравственных устоев общества. О высоком уровне влияния религии на жизнь белорусского общества свидетельствует количество верующих. В 2006 году Белорусским государственным университетом проводилось социологическое исследование конфессиональной самоидентификации населения Беларуси. Согласно данным этого исследования, верующими называют себя 58,9 % населения страны, 4,9 % верят в сверхъестественные силы, однозначно не смогли ответить на вопрос «считаете ли Вы себя верующим человеком» 23,9 % опрошенных. Из всех респондентов только 12,3 % определили себя в качестве неверующих. Из всего населения 85,7 % отождествляют себя с определенными религиозными конфессиями, причем преимущественно с православием – 72,6 %. С католической конфессией идентифицируют себя 9,3 %.
Конфессиональная принадлежность участников опроса фиксировалась посредством их самоидентификации независимо от личной религиозности, так как не только верующие отождествляют себя с определенными конфессиями. В этой связи количество тех, кто относит себя к какой-либо конфессии, превышает число верующих. Республика Беларусь – многоконфессиональное государство. В нашей стране зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций в настоящее время достигла 3062. В соответствии со своими уставами действуют 156 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения) [4].
В период с 1991 по 2001 гг. среднее число ежегодно регистрируемых организаций колебалось в районе 140-160. Пик пришёлся на 1992 г., когда была создана 251 община, минимум был зафиксирован в 1997 г. – менее 100. «Наиболее высокий количественный рост общин отмечается в Минске и Минской области. В Западной же Беларуси рост общин незначителен. Это связано с сохранением в упомянутом регионе религиозных организаций на протяжении всех прошлых десятилетий» [23, c.7].
Конфессиональный расклад зарегистрированных организаций был таков (на 1 января 2004 г.): православие (1290), римо-католики (432), униаты (13), старообрядцы (34), пятидесятники (494), баптисты из Союза ЕХБ (270), баптисты из Совета церквей ЕХБ (29), христиане полного Евангелия (62), иудаисты традиционные и прогрессивные (43), мусульмане (27), свидетели Иеговы (26), бахаи (6), мормоны (3), кришнаиты (6) [22, с.70].
Как видно, основной спектр был представлен общинами православных (44,5%), протестантов (36,4%) и католиков (16,4%). Наиболее динамично развиваются протестантские общины (пятидесятники, прежде всего). Приведённые данные описывают внутреннее содержание отечественного религиозного поля: его масштаб, структуру, содержание, особенности, динамику и т.п. Теперь обратимся к фоновым характеристикам, которые дадут возможность обогатить спектр оценок религиозной ситуации в Беларуси. К таким характеристикам, прежде всего, необходимо отнести: 1) тенденции в мировой религиозной ситуации; 2) существование религиозного поля Беларуси в условиях глобализации (читай: мировой системной трансформации) и сосуществование культурной традиции Беларуси в пространстве европейского континента, общеевропейской культуры. Обозначим лишь основные, положения.
v По прогнозам специалистов в мире в ближайшие десятилетия (в период до 2025 г.) увеличат долю своих адептов в составе населения планеты христианство (в том числе за счёт активной миссионерской деятельности неопротестантских вероучений), ислам (прежде всего, за счёт высокого уровня рождаемости его последователей) и корпус новых религий (за счёт дальнейшей либерализации мировоззрений и кризиса традиционных церквей). Сохранит и усилит своё влияние индуизм. Классический (традиционный) протестантизм, наоборот, сдаёт свои позиции. На этом фоне религиозная ситуация в Беларуси может претерпеть изменения по вполне прогнозируемым направлениям, которые заметны и сейчас, но некоторыми воспринимаются как специфика только Беларуси (чаще всего речь идёт о специфике постсоветского существования) или как досадные упущения «в воспитательной работе с населением»: мы имеем в виду непрекращающийся рост числа протестантских и неопротестантских общин и тенденцию к распространению неокультов с идеологией абсолютно нетрадиционной для нашей культуры [4].
Популярные статьи:
Человек в первобытном обществе
Проведенные в Х1Х-ХХ вв. этнографические исследования племен, до сих пор живущих в условиях первобытного общества, позволяют довольно полно и достоверно реконструировать образ жизни человека той эпохи. Первобытный человек глубоко ощущал св ...
Социальная защищенность ветеранов войны, труда и воинской службы
Проблема правового статуса ветеранов очень сложна. Основу правового статуса ветеранов составляют конституционные права и свободы человека и гражданина. Статус ветеранов возведен в ранг специальных законов. Он отличается по сравнению с обыч ...
Законы социологии
Обратим внимание на то, что социология относительно молодая наука. Система законов и категорий социологии еще только активно формируется. Для любой науки - это основной вопрос ее утверждения, статуса, так как именно в категориях (понятиях) ...