ПОНЯТИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА
Страница 2

Постепенно старые протестантские церкви превратились в государственные или равноправные с церквами других вероисповеданий, в них усилилась тенденция к превращению в обычные церковные организации со свойственными церкви формализмом и чисто внешней «благочестивостью». Новые (конец 17 - начало 20 вв.) направления протестантизма отличались более изощрёнными формами религиозного воздействия, в некоторых из них усилились мистические и иррациональные элементы. Таковы пиетизм (возник в лютеранстве в конце 17 в.), методизм, отколовшийся в 18 в. от англиканства, секта адвентистов (30-е гг. 19 в.), секта пятидесятников, сложившаяся в начале 20 в. на баптистской основе.

Для протестантизма характерна активная миссионерская деятельность, в результате которой протестантизм распространился в большей части бывших колониальных и зависимых стран. Видное место принадлежит протестантизму (со 2-й половины 19 в.) в движении христианского социализма, в создании так называемых внутренних миссий в рабочей среде (как ответ на распространение атеизма среди рабочих). Социальная интерпретация христианства была в значительной мере связана в протестантизме с распространением со 2-й половины 19 в. так называемой либеральной теологии, стремившейся приспособить христианство к современности путём более рационалистического толкования библейских текстов, попыток «примирить» религию с наукой, включить протестантизм в решение социальных проблем. Это направление вплоть до начала 20 в. пользовалось в протестантском богословии преобладающим влиянием (крупнейшие представители А. Ричль, А. Харнак, Э. Трельч и др.).

В этом направлении - в наиболее крайних его проявлениях - выявилась тенденция рассматривать христианство по существу лишь как этическую доктрину - христианство в значительной мере утрачивало черты «религии откровения» и трактовалось как определённая сторона человеческого духа, всё более смыкаясь с идеалистическими направлениями философии (эта связь, особенно в протестантизме всегда была значительной). Для протестантского богословия 1-й половины 20 в. характерны кризис религиозного либерализма, усиление влияния крайне реакционного фидеистического направления - фундаментализма, а с 20-30-х гг. 20 в. - выдвижение в качестве ведущего нового направления - диалектической теологии или теологии кризиса (К. Барт, Тиллих, Р. Нибур, Э. Бруннер и др.).

Это направление, провозгласившее возврат к учению Лютера и Кальвина, отказалось от свойственной либеральной теологии веры в нравственный прогресс, подчёркивая идею неразрешимости трагических противоречий человеческого существования, невозможности преодоления «кризиса» внутри человека (отражение реального кризиса капиталистического мира). С 60-х гг. влияние неоортодоксии, зашедшей в тупик в своём историческом пессимизме, стало уменьшаться. Наблюдается возрождение некоторых либеральных течений протестантизма, поиски путей обновления религии, приспособления к современным потребностям общества. Создаётся теология «смерти бога» в современном мире, проповедуется «религия без бога», близкая к пантеизму, что свидетельствует уже о крахе самой теологии. Формулируется новая социально-этическая концепция, признающая необходимость перемен в общественной жизни (идеи так называемой теологии революции, близкие в своей сути ревизионистским и антикоммунистическими интерпретациям революции).

Помимо объединенных протестантских церквей имеются еще так называемые междедоминационные, или межвероисповедные, протестантские церковные организации. Они отличаются от объединенных церквей, в частности, тем, что имеют целью не слияние нескольких церквей, а объединение усилий представителей разных деноминаций для выполнения определенных задач, прежде всего для проведения миссионерской работы. Когда от межденоминационных миссионерских обществ отпочковывались «дочерние» церкви, то они также сохраняли межденоминационный характер.

Некоторые из течений протестантизма имеют внутри себя дробные подразделения. Такие подразделения есть внутри баптизма и кальвинизма. Несколько четко выраженных групп имеется в пятидесятничестве: пятидесятники двух духовных кризисов (двух благословений), пятидесятники трех духовных кризисов (трех благословений), радикальные пятидесятники, апостольские пятидесятники, пятидесятники-унитарии, «неопределенные» пятидесятники, которых трудно отнести к какой-либо из перечисленных выше групп. Меннонитов можно подразделить на собственно меннонитов, амишей и гуттерцев (гуттеритов). В составе же англиканства выделяются, с одной стороны, церкви, входящие в Англиканское сообщество (тесно связанные с Церковью Англии и участвующие в регулярно проводимых в Лондоне Ламбетских конференциях), с другой - церкви, хотя и считающие себя англиканскими, но не принадлежащие к Англиканскому сообществу. Известно, что в англиканстве выделяют, кроме того, 5 ветвей: англо-католическую, евангелическую, так называемые высокую, широкую церковь и низкую церковь. Однако границы конкретных деноминаций и этих ветвей пересекаются, и во многих национальных англиканских церквах имеются представители двух-трех, а то и четырех-пяти ветвей.

Страницы: 1 2 3


Популярные статьи:

Миграционная политика в РБ
Миграция населения – важнейший показатель демографической ситуации в стране. В Республике Беларусь разработана Национальная программа демографической безопасности на 2007–2010 годы. Она включает в себя и подпрограмму по оптимизации миграци ...

Взаимосвязь количественного и качественного подходов в методе опроса
Количественный" и "качественный" методологические подходы обычно рассматриваются как противоположности. Мы же покажем, что логика проведения исследования в этих двух случаях в определенном смысле довольно сходна. Различие со ...

Истоки русской благотворительности.
Благотворительность в России имеет исторические корни, которые связаны со становлением и развитием Российского государства. Если не учитывать очень кратких указаний о благотворительной деятельности отдельных благочестивых князей в ранние п ...