Теоретические аспекты: насилие в семье. Понятие, проблемы и причины насилия в
семьеСтраница 2
Это широко распространенное убеждение свидетельствует о том, что проблема избиения женщин - социальная: она коренится в гендерных стереотипах, которые с детства прививаются людям. Ни одно существо не заслуживает побоев, однако, в реальности, обидчик всегда найдет оправдание своим действиям, независимо от того, как вела себя жертва.
Одной причин постоянного возобновления насилия в семье от поколения к поколению является гендерная тенденция воспитания, когда поведение девочек ограничивается в большей степени, чем мальчиков, им прививается их неполноценность, а мальчикам - превосходство. Девочку воспитывают физически беззащитной, прививая второсортность. Ей с детства навязывается комплекс вины не только за свое "недостойное для девочек поведение", но и за криминальное поведение мальчиков. Если мальчик ведет себя плохо в твоем присутствии, значит, ты ему это позволяешь, отсюда и происходит уверенность, что женщина виновата в том, что ее изнасиловали, и именно поэтому она терпит насилие со стороны партнера годами. /10/
Причины проявления насилия многочисленны. Они определяются сочетанием различных факторов, ни на один из которых в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление, поэтому принято рассматривать причины и факторы насилия в целом.
Во-первых, насилие может иметь социокультурную природу, быть неотъемлемой частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с воспитанием, подкрепляемой внешними впечатлениями и представляющейся таким образом единственно возможной их моделью.
Во-вторых, жестокое обращение может быть результатом личного жизненного опыта индивида или индивидов, и тем самым для них тоже создается морально-психологическое основание считать такой тип взаимоотношений универсальным.
Третья группа причин связана с "травмой детства", с пережитым в раннем возрасте разрушительным опытом, что заставляет индивида вымещать на близких свои детские комплексы.
В-четвертых, социальная и психологическая декомпенсация в результате внешних воздействий, превышающих пределы личностной устойчивости индивидов, вынуждает ряд из них искать заместительной компенсации соей неудовлетворенности дома, самоутверждаясь за счет более слабых, неспособных дать отпор и защитить себя.
Пятая группа причин связана с личностными особенностями индивида, с чрезмерно развитыми их доминирующими чертами и особенностями характера, не компенсированными в свое время достаточно адекватным воспитанием /10/
В настоящее время не существует единого мнения о первопричине домашнего насилия. Было предложено множество микро - и макротеорий - от наличия психических нарушений до влияния социально-культурных ценностей и социальной организации. Основные споры развернулись между последователями психологических теорий и теми, кто верит в социальную причинность. Психологи установили особую роль в росте насилия таких психических факторов, как ослабление управления инстинктами, разочарование, агрессивность, алкоголизм и психопатология. Приверженцы теории социальной причинности концентрируют внимание на культурных нормах, провоцирующих насилие, на патриархальной социальной структуре, благоприятствующей доминирующей роли мужчин.
Насилие тесно связано с социальным стрессом в семье. Среди множества проблем, которые могут повысить уровень напряженности и привести к жестокости, следует назвать такие как разногласия в воспитании детей, секс, беременность, денежные затруднения, безработица, необходимость в долговременной медицинской помощи. Постоянное раздражение отчасти можно объяснить хроническим беспокойством о нерешенных проблемах и взаимоисключающими требованиями, которые предъявляет общество, несовпадением между желаниями и возможностями.
Популярные статьи:
Ральф Дарендорф: конфликт и модернизация общества.
В своем критическом анализе сложившихся интерпретаций мира Дарендорф стремится к максимальному объективизму. Главный конфликт европейской истории XIX в. – это конфликт между предпринимателем и рабочим. Он развертывается в промышленной сфер ...
Уровень
самоидентификации
Официальные социологи неоднократно заявляли, что более двух третей населения Беларуси относит себя к среднему классу. Этот вывод подтверждают данные, приведенные в табл. 9. Таблица 9. Распределение ответов на вопрос: «Как Вам кажется, како ...
Анализ влиянияинформированности
о ВИЧ - инфекции на поведенческую культуру подростков (по результатам конкретного
социологического исследования школьников 6-10-х классов гимназии №40
Октябрьского р
Проведенный теоретический анализ позволил сформировать основу для проведения эмпирического социологического исследования. Объектом данного исследования является поведенческая культура подростков 6-10-х классов, гимназии №40 Октябрьского ра ...