Особенности структурного строения целей и ценностных ориентаций личности
Страница 1

Информация » Ценностные ориентации личности » Особенности структурного строения целей и ценностных ориентаций личности

Одной из важнейших проблем современной философии, социологических и психологических исследований является проблема структурного строения и регуляционных функций ценностных ориентаций.

Анализ их структуры включает соотношение смыслообразующей и стимулирующей функций, содержательной и динамической сторон, текущих и перспективных смысловых образований.

Проблема личностных смыслов, их образования, взаимодействия между собой - одна из наиболее интересных в психологии и привлекающих внимание исследователей самых разных школ и направлений, где личностные ценности играют важнейшую роль в саморегуляции субъекта, активно относящегося к внешнему и внутреннему миру. Обращаясь к смыслообразующим структурам более высокого иерархического ранга - личностным ценностям, В.В. Столин (1983) включает эмоционально-ценностное отношение в план самосознания личности. Смысловые образования существуют не только в осознаваемой, но часто и в неосознаваемой форме, образуют, по выражению Л.С. Выготского, «утаенный» план сознания. Уяснение человеком смысла того или иного отношения к миру не дается ему прямо и автоматически, но требует сложной и специфической внутренней деятельности, оценивания своей жизни, решения особой «задачи на смысл», возникающей только на известной ступени развития сознания (А.Н. Леонтьев, 1971).

В отечественной психологии поддерживается традиция понимания личности исходя из онтологических оснований ее жизнедеятельности: внешнее и внутреннее, индивидуальное и общественное понимаются в их неразрывности и единстве (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев и др.).

Итак, ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Выступая автономными по отношению к потребностям (по психологическим законам, формированию и феноменологии) источниками смыслообразования, они «подключают» индивидуальную жизнедеятельность к жизнедеятельности социума, «освещают жизненный смысл объектов и явлений действительности под углом зрения устойчивых интересов развития социального целого, преломленных и осмысленных субъектом в качестве ценностных ориентиров его жизни, формулируются как идеалы, модели должного, задающие спектр инвариантных предельных параметров желательных преобразований действительности» (Д.А. Леонтьев 1987; стр.182).

Все предметы природы обладают как бы двойным бытием - природным, вещественным и ценностным, аксиогенным. Отсюда и различные подходы к их освоению. Если при научно-теоретическом освоении объект рассматривается таковым, каков он вне и независимо от сознания субъекта, то при ценностном освоении - каково его значение для удовлетворения потребностей и интересов человека.

Сложность определения сущности феномена "ценность" связана с его многозначностью, с его объективными особенностями. В литературе насчитывается более ста дефиниций понятия "ценность", в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны данной проблемы.

В сущности ценности, по нашему мнению, необходимо выделить два момента:

- связь с индивидом как оценивающим субъектом;

- санкционирование ценности обществом или группой (при выполнении этого условия ценности развертываются как нормы и идеалы).

Для ряда отечественных авторов характерно отнесение ценности к сфере должного, которое выступает в качестве нормы, цели, идеала, но в реальной жизни не осуществлено. По О.М. Бакурадзе, «суждение ценности имеет телеологический характер, т.е. указывает на состояние, определенное целью. Ценность не то, что есть, а то, что должно быть». Близки к названной также позиции И.С. Барского, который отмечает, что «ценности - это главным образом идеалы общественной жизни, а на этой основе и личной деятельности»; А.Я. Разина, понимает под ценностью «самостоятельный по отношению к отдельному субъекту инвариант оценочного опыта, объективированный в искусственных формах специфической предметности».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Популярные статьи:

Определение обследованной совокупности
Код Кол-во студентов % 1 2 8% 2 10 40% 3 4 16% 4 3 12% 5 6 24% 6 3 12% 7 16 64% 8 3 12% 9 3 12% 10 0% 11 0% 12 14 56% 13 1 4% 14 9 36% 15 1 4% 16 0% 17 0% 18 8 32% 19 7 28% 20 3 12% 21 7 28% 22 3 12% 23 4 16% 24 14 56% 25 4 16% 26 3 12% 27 ...

Структура этноса
Этнос может иметь различную структуру. Он может состоять из этнического ядра - компактно живущей на определенной территории основной части этноса, этнической периферии - компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделен ...

Медицинская реабилитация детей с нарушениями в развитии
В системе здравоохранения комплексную медицинскую и психолого-педагогическую помощь дети с различными проблемами в развитии могут получать: 1. в амбулаторно-поликлинических условиях (в поликлиниках по месту жительства, в поликлиниках восст ...