Заключение

Проанализировав средний класс в развитых странах и в России, можно сказать: как экономическое развитие и политическая обстановка, идеология влияют на ментальные ценности народа, на формирование классов общества, отношения между ними. Приведенные данные показывают: какие большие различия между средним классом развитых стран и бывших социалистических. Данная тема ещё мало изучена, поэтому сказать какие именно нужны меры для создания среднего класса тяжело. Развернутое и детальное представление об особенностях формирования среднего класса в Беларуси, его количественных и качественных характеристиках можно получить только в результате проведения масштабного социологического исследования. Этот же анализ позволяет сделать следующие общие выводы.

1

. Белорусский средний класс находится в зародышевом состоянии. Относительно среднеобеспеченные слои составляют примерно 30% населения. Но только порядка 10% белорусов по объективным признакам (доходы, образование, престиж профессии) можно отнести к среднему классу, хотя субъективно к среднему классу себя относит более двух третей населения. При этом образ жизни, более или менее соответствующий восточно-европейским стандартам среднего класса, ведут лишь от 4 до 6% населения (в основном высший слой белорусского среднего класса).

2

. В целом свыше 50% населения составляют так называемый средний протокласс, или «периферию» формирующегося среднего класса. Для вступления в его состав людям не хватает либо доходов и престижности профессии (свыше 30% населения), либо образования и высокого профессионального уровня (20%). Вместе с тем малообеспеченные, но с относительно высоким уровнем образования профессиональные группы можно рассматривать в качестве потенциальных центров кристаллизации будущего многочисленного и сильного среднего класса.

3

. Белорусский средний класс и, в особенности, его «периферия», представляет собой аморфное и политически инертное образование. Он отличается неразвитым самосознанием, не вполне адекватной системой ценностей, слабой организованностью и не принимает активного участия в политической жизни страны. Его основная поведенческая модель – индивидуальная адаптация к общественной системе.

4

. На этом фоне относительно активную в социально-политическом отношении силу представляют собой индивидуальные предприниматели, организованные в независимые ассоциации предпринимателей. Несмотря на невысокую численность ассоциированных индивидуальных предпринимателей, их организации способны оказывать ощутимое влияние на сознание и политическое поведение значительной части остального индивидуального бизнеса.


Популярные статьи:

Организационно-административные условия и нормативно-правовое обеспечение образования осужденных в пенитенциарном учреждении
Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются: разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местно ...

Личность как субъект и продукт социальных отношений. Социальная сущность личности
Как уже отмечалось выше, понятие личность неразрывно связано с общественными свойствами человека. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают ее социальную индивидуальность , которая формируется в процессе воспитания и деятельнос ...

Социальная политика в сфере образования
За последние десять лет в сфере образования произошли следующие изменения: изменился рынок труда – заказчик стал диктовать жесткие требования к выпускнику; все более активную роль начинают играть региональные и местные органы власти; проис ...