Уровень
самоидентификацииСтраница 2
В позициях так называемого «среднего» белоруса можно обнаружить множество логических противоречий: тоска по советскому прошлому и поддержка экономических реформ, потребность в «сильной руке» и уважение к демократическим свободам, признание открытости страны и ориентации на «особый путь». Белорусским социологам неоднократно приходилось отмечать, что видимая парадоксальность одновременного принятия одними и теми же людьми противоположных позиций – не исключение, а правило массового поведения. Отсюда чрезвычайно широкая, чуть ли не безграничная, адаптивность «среднемассового» человека к различным социальным и политическим условиям, что всегда было важнейшей предпосылкой его выживания.
Как мы видели, в белорусском обществе реально существует многочисленная «середина», которая себя таковой осознает. Но она не составляет среднего класса и в лучшем случае может быть его «периферией». При всех возможных социальных и экономических преобразованиях, средний класс общества составят прежде всего высококвалифицированные специалисты, носители культурного капитала и предприниматели. Вопрос в том, каково положение этих людей – не только в смысле уровня их жизни, но в смысле качества этой жизни, ценностных ориентаций, осознания своих прав, интересов и умения цивилизованно защищать эти права и интересы.
Хрупкость белорусской социальной стабильности не только в том, что в обществе мало по-настоящему «средних», но и потому, что в нем нет или почти нет автономных структур, или институтов. Институтов, которые связывают в одно общественное целое людей разных профессий и слоев, задают правовые и моральные рамки социального действия, короче говоря, превращают общество в сообщество, а стабильную инертность «середины» – в динамическую устойчивость мобильной развивающейся структуры.
ПОРТРЕТ СРЕДНЕГО КЛАССА БЕЛАРУСИ
«Нижний» средний класс - $100-150 на человека в семье.
«Средний» средний класс - $250-300 на человека в семье.
«Высший» средний класс - $500 на человека в семье.
1.Уровень доходов - от $100 до $500 на человека в семье;
2. Занятость - мелкий, средний бизнес;
3. Основные статьи расходов - улучшение жилищных условий у большинства стоит на первом месте, многостороннее образование детей, отдых за границей;
4. Средство передвижения - подержанный немецкий или японский автомобиль стоимостью от $3 тыс. до $8 тыс;
5. Одежда - покупают либо на выставках-ярмарках, либо в Польше и Литве;
6. Мебель - отдают предпочтение отечественным частным компаниям;
7. Туризм - 1-2 раза в год, преимущественно - Турция и Болгария;
8. Отдых, развлечения - один раз в месяц посещение спектаклей с участием российских театральных или поп-звезд, белорусские спектакли посещаются чаще. Не меньше двух раз в месяц - семейный ужин или обед в ресторане;
9. Основные ценности - работа, семья, здоровье. Свобода в праве выбора, возможность самостоятельно строить свою жизнь и улучшать благосостояние своей семьи, стабильность в бизнесе и жизни - в числе основных ценностей;
10. Основная проблема - отсутствие среды для формирования среднего класса и, как следствие, отсутствие общественного признания.
Популярные статьи:
Понятие социального
конфликта. Причины и функции
Социальный конфликт - столкновение интересов различных социальных групп, частный случай проявления социального противоречия, одна из его форм, характеризуется наличием выраженного противостояния общественных сил или проблемы, которая являе ...
Программы, используемые за рубежом для реабилитации женщин - жертв
семейного насилия
Проблема внутрисемейного насилия является актуальной для большинства стран, поэтому в последние десятилетия наблюдается постоянный рост разнообразных моделей реабилитации. Реабилитационные программы, как правило, разрабатываются для специа ...
Семейная психология
Семья как сложное образование становится объектом внимания различных разделов психологии: социальной, возрастной, клинической, педагогической и др. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоо ...